Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Торосный помысел Жизнь помора всегда была полна ситуаций, проверяющих его на прочность. Тут и тяжелое штормование в открытом море, и крушение судна при попытке подойти к берегу, и столь частые трагические собы­ тия на зверином промысле. «Промысел наш рисковой, страшной, - так рассказывал в 1896 году о своих односельчанах, оказавшихся на отколов­ шейся льдине при «наледном» промысле зверя, Николай Заварнин, ко­ ренной варзужанин, - тут уж не до зверя, кричим: “Братцы, назад!” - а те слов не разбирают... Мы стали лодку ладить, торопимся, а ветер как вдруг грянет нам в лицо, да со снегом, с градом... Все вокруг потемнело, взводни горой встали... Слышно, кричат со льдины, а уж и не видать ни­ чего. Пропали в темноте. Потом уж рассказывали промышленники ме­ зенские, что видели льдину с тремя людьми против Канина Носа, да по­ дойти никак не сумели из-за погоды... Так и пропали страдальцы»1. Именно напротив таких трагических мест поморы и ставили памятные кресты на берегу. Особый случай для постановки креста - если надо попросить у Гос­ пода погоды, когда вдруг надолго заштормило или, наоборот, море со­ всем «заштилело» («слысело налысо»). В этом случае общее правило известно: «по обыкновению российских мореходцев, которые, когда в каком месте долго задержаны бывают противными ветрами, для испро- шения себе попутного ветра делают кресты и вкапывают оные в землю»2. Сакральное значение северного поморского креста трудно переоце­ нить. Необходимо учитывать, что установка креста - всегда узловая точ­ ка в жизни помора, особое событие в жизни, память сердца. Воздвиже­ ние креста есть ясный акт свободной воли человека, открыто заявляюще­ го о выборе своей веры, о приверженности памяти предков, о самоиден­ тификации с исторической духовной традицией Поморья и Святой Руси в целом. 1 Колпакова Н.П. Терский берег. Вологда, 1937. С. 82. 2 Озерецковский Н.Я. Описание путешествия по Белому морю. Цит. по: Жданов В.П. Памятник морской славы / / Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право». 1997. № 2. С. 45. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz