Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3. Преподобный Варлаам Керетский (ок. 1502-1599 гг.) Поморский крест, установлен­ ный в 1870 году Невозможно представить себе рыбацкую тоню без креста. Его чудес­ ное действие было залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотношение понятий «крестовый» - «богатый» в среде помо­ ров. Встречающиеся названия мест, типа «Крестовый мыс», «тоня Кре­ стовая» и другие, - «это не обозначение места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысло­ вом отношении»1. Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории; тоня становилась «своей», обжитой и принадлежащей хри­ стианскому миру. Здесь утверждалась воля Божья, а чужие, злые силы больше не имели власти. Учитывая, что в среде поморов все же сохраня­ лись элементы промысловой магии, то всегда была угроза, что кто-то за­ хочет «отбить» рыбу. К примеру, «если рыбак, у которого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня “испортится”, а у неудачника начнется лов»2. Защи­ той от такой духовной агрессии, надежно нейтрализующей силы зла, и служил поморский крест. Вдоль рек ставили кресты в местах удачной добычи жемчуга. Крест ловцов жемчуга выполнял ту же охранительную функцию. 1 Филин П.А, ФризинН.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера / / Ставро- графический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 167. 2 Колпакова Н.П. Терский берег. Вологда, 1937. С. 149. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz