Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX К о л ь с ки й священник с матушкой (женой), тяготея к монастырскому укладу, были частыми гостями старца Трифона в Печенгском монастыре, где с некоторых пор подвизался их предшественник по службе в кольской церкви поп Иоанн, ставший теперь иеромонахом Ионой. Когда в 1540 году в Коле образовался Свято-Троицкий мужской мо настырь, основанный духовным отцом Василия преподобным Феодори- том Кольским, потребности содержать приходского священника в Коле не стало. Отец Василий с матушкой указом новгородского Владыки, свя тителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в род ное село Кереть. Но враг рода человеческого не забыл прошлой обиды, и «видя его [Ва силия. - Е. М .] всяческими добродетелями украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираемую, простер сеть свою во уловление праведного, яко же в древности на Адама»1. «Сетью» этой стала матушка священника. И вот «лукавый змий находит на твою супругу», - пишет современник, то есть, другими словами, мерзкий дух нечистый вселяется в жену Варлаама. Та становится бесноватой и начинает вести себя неадек ватно и соблазнительно. Никакие уговоры и увещевания не помогают. Жизнь священника становится невыносимой. Отец Василий решается прибегнуть к крайнему средству, не благо словленному Церковью для «белого» священства, - к чину экзорцизма, или «отчитки» - акту принудительного изгнания демонов из одержимо го ими человека. В ходе проведения чина «последования молебного об избавлении от духа нечистого» с использованием Святого Копия дала знать себя страстная натура Варлаама. Пытаясь изгнать беса, он «с яро стью устремившись, поражает ее [матушку. - Е. М .] смертною язвою»2. Не побежденный священником потаенный «ярости и напрасньства [вспыльчивости. - Е. М .] пламень» жестоко опалил Варлаама. Наступила катастрофа, круто и безжалостно изменившая привычное течение его жизни. Та, которая была его единственной отрадой, верным другом и по мощницей, лежала теперь бездыханной. Горе Варлаама было беспредель но: зашло солнце его жизни. Теперь надо было идти на суд к духовным властям края. «Убийство убо совершив и земле тело предав, отходит он во град Колу к тамошнему иерею», к своему духовному отцу, игумену Коль- 1 Дмитриев АЛ . Повесть о житии Варлаама. С. 179. 2 Канон преподобному Варлааму. Л. 414. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz