Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Именно здесь всем сердцем постигали они мудрость поморской пого­ ворки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался»1. Даже сами «описания морского пути (лоции поморов) неизменно на­ чинались молитвой ко Всевышнему: « «Грядем во Имя Твое, Спаситель наш, Иисус Христос, в путь. Благослови творение Твое и помилуй... » 2. Так же и само приготовление помора к плаванию начиналось с укладыва­ ния в карбас под транец чистой белой рубахи - «на смерть» - и чтения главной молитвы северного мореплавателя: «Внегда опущати к плава­ нию корабль»3. В те давние, не лукавые времена на небольших карбасах, лодиях и шняках «шитых вицею»4, уходили на тяжкий промысел совре­ менники Варлаама, дабы в бушующем море обрести веру, познать Бога и открыть для себя смысл великой тайны жизни и смерти. Вот одно из бесчисленных свидетельств существа жизни помора: «Тяжелый шторм разразился над Белым морем в сентябре 1894 года, как раз, когда суда возвращались с Мурмана домой... Погибло 16 крупных палубных судов и 18 беспалубных, хотя большинство судов все же сумело укрыться в безопасных местах или продержаться в море»5. Особая традиция, идущая с древности и формировавшая духовные качества поморов, - это сезонные походы на торосные звериные про­ мыслы. Очевидцы этих страниц в жизни поморов испытывают непод­ дельный восторг и уважение к отчаянным смельчакам. «Подле Канин- ского Носа стремительные приливы и отливы вдоль берега мчат лед, на который промышленники поодиночке бросаются на льдины, не дожида­ ясь товарищей. При себе имея лишь дубину и при поясе нож, да за плеча­ ми в котомке хлеб. Ища морских зверей, они переносятся своевольством моря, течения и ветров так, что преодолевают величайшие расстояния... » 6. Часто случалось, что, как рассказывали поморы, «отдерет льды и по­ несет в голомя. Бывало, так настрадаются, а то и вовсе не возвернутся»7. 1 Немирович-Данченко. Страна холода: виденное и слышанное. СПб., 1885. С. 218. 2 Ушаков И.Ф. Кольский крест / / Наука и бизнес на Мурмане. Мурманск, 1997. № 2. С. 59. ! Пергаментный Требник ХІѴ-ХѴ веков. Отдел рукописей ГИМ. Син. 675 (371). Л. 28-29. 4 Деревянные доски корпусов лодок соединялись, «сшивались» между собой тонкими дре­ весными корнями - «вицею». «Вица приготовляется из молодых побегов черемухи, березы, ивы». Ауров И.М. Опыт терминологического словаря рыболовного промысла Поморья. О. Соловки, 1929. С. 26. ' Энгельгард А.П. Русский Север. Путевые заметки. СПб., 1897. С. 44-45. 6 Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука; Архангельск, 2004. С. 27. Там же. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz