Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX отважился. Трифон вовсе не Феодорит, ярость и неукротимая сила «Трифона во гневе», это притча во языцех, и она была всем памятна еще со времен его атаманского прошлого. Исполинская сила этого сурово­ го отшельника отдельно отмечается в житии, что, надо сказать, вовсе не характерно для агиографической традиции. «Ростом святой не мал, на­ гиб, плотию крепок, мало плешив... За три поприща нарамех своих бревна и все потребное на церковное строение носил»1. Что такое носить пяти­ шестиметровое бревно на плечах за пять километров - в комментариях не нуждается. Такое бревно одному просто и поднять-то едва возможно. И если, проповедуя Евангелие тщедушным лопарям, этот богатырь- воин, которого они «за власы таскали, и о землю метали, и били, и пиха­ ли» , во многом подкупил их именно своим смирением и терпеливым не­ злобием, то в данном случае он ни уходить, ни смиряться не собирался. Так что вариант для пришельцев оставался один - убить Трифона. И, воз­ можно, не было бы у нас славной истории Трифоновского монастыря XVI века, если бы мудрый старец Феодорит не прислал в это время на Печенгу преподобного Варлаама Керетского. ) § 4. Варлаамово пророчество о пастырском кресте преподобного Трифона Преподобный Варлаам с прибытием на Печенгу ясно увидел смер­ тельную опасность, которой Трифон подвергался с приходом буйных монахов с Колы. О том, что опасность исходила именно от братии, а не от каких-то случайных разбойников, ясно говорят заключительные стро­ ки тропаря из «Канона преподобному Трифону...» : «Ты же, яко Моисей, манною питать их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел»2. Понятно, что «в благоразумие привести» возможно лишь противопо­ ставляя злу - добро, ненависти - любовь, бунту - смирение. И действи­ тельно, по житию, Трифон, вынужденный вскоре на восемь лет покинуть Печенгу, также как Моисей, не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, от града во град, и от веси в весь стран­ ствуя, все что испрашивал милостыни, в монастырь свой на пропитание братии посылал»3. 1 Житие преподобного Трифона. С. 115. 2 Канон преподобному Трифону. А. 95 об. 1 Житие преподобного Трифона. С. 111. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz