Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Преподобный Трифон и его Свято-Троицкий Печенгский монастырь по развитию монастыря на Печенге, которые никак не вписывались в те духовные цели и задачи, над воплощением которых успешно трудился уникальный лопарский монастырь преподобного Трифона. В житии уход Трифона с Печенги на целых восемь лет объясняется тем, что «во обители преподобного братии иноков и мирских умножися»1, и потому Трифон был вынужден идти собирать милостыню. Но житие было отредактировано позже и не соответствует ныне обнаруженному древнему «Канону преподобному Трифону Печенгскому чудотворцу» письма соловецкого книжника Сергия Шелонина. «К ан он ...» раскры­ вает истинную причину вынужденного ухода строителя из монастыря: «Лукавые люди [злые, коварные. - Е. М .] тебе спону [препятствие, сопро­ тивление. - Е. М .] бесовским советомучинить захотели или же тебя смер­ ти предать»2. Эта ситуация на Печенге показывает очевидное преемство описан­ ной ранее ситуации в Коле, когда «новособраные монастыря монахи, сложившиеся с дьяволом вознеиствовали»3. Пришедшая буйная братия попыталась подмять под себя Трифона и его обитель, навязывая ему свое, новое видение монастырского строительства и монашеской жизни. Но надо хорошо понимать, кто такой Трифон Печенгский. Посту­ пить с ним так, как поступили с почти семидесятилетним старцем Фе- одоритом, то есть избить и выкинуть из монастыря, - вряд ли бы кто 1 Житие преподобного Трифона. С. 111. 2 Канон преподобному Трифону Печенгскому чудотворцу. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Фонд Никандровой пустыни, №292, л. 95 об. (Далее: Канон преподобному Три­ фону). ' КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 333. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz