Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Одна из тем «Стоглава». Свобода нравов, характерная для языческой Руси, в той или иной мере сохранялась и в христианской среде. На рисунке изображено совместное мытье в русской бане мужчин и женщин, что удивляло европейцев. Рисунок А.Т. Biasioli из книги: Dottore Giulio Ferrari. II costume antico e moderno, о storia del governo, della milizia, della religione, delle arti, scienze ed usanze di tutti i popoli antichi e moderni. Milano, 1826. P. 21. С любезного разрешения Амвросианской библиотеки г. Милана лание следовать строгостям нестяжательного Устава и стремление бога­ теть материально, развивая в монастыре «торгово-экономическую дея­ тельность». При этом была нарушена митрополичья ставленая грамота, и братии в Кольском монастыре теперь оставаться было опасно - новго­ родский Владыка мог вскоре строго взыскать за бунт, и тогда «быть всем в великой опале». «Феодоритовские» «нечеловеколюбивые мнихи [(старин.) чернецы, монахи. - Е. М .] » ' в 1549 году перемещаются из Колы на Печенгу, при­ неся с собой в печенгские края иной дух монастырской жизни. Прямых исторических свидетельств этого перехода не сохранилось, но многие косвенные признаки подтверждают этот факт. Согласно Писцовым кни­ гам и «Сообщению» Салингена, в волости Коле Свято-Троицкий мона­ стырь более не существует. На его месте, на Монастырском острове, к 1560-м годам уже идет строительство другого монастыря - Петропав­ ловского (строитель - монах Сергий (Вянзин)). Согласно житию Три­ фона, в это время в монастыре возросло число насельников. В Каноне Трифону также упоминается о пришедших «лукавых людях», принесших на Печенгу конфликт и, более того, прямую угрозу жизни Трифону. § 3. Противостояние на Печенге 1548 года Мятежный, «немирный» дух братии, тяжко согрешившей против своего игумена и духовного окормителя, преподобного Феодорита, ре­ шительно не соответствовал молитвенно-созерцательному духу Свято- Троицкой обители, что сложился в монастыре на Мане. У новой «лихой» братия, да еще и «сложившейся с дьяволом», были свои взгляды и планы 1 Тамже. С. 342. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz