Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Преподобный Трифон и его Свято-Троицкий Печенгский монастырь Стоглавый собор. Церковный и земский собор в Успенском соборе Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1551 Иоанна Грозного был собран Большой Московский (Стоглавый) Собор, одной из задач которого было наведение порядка в монастырях, дабы в монашество шли люди, желающие «вдали от мирских сует в уединении спасать свою душу, но не ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать (глава 5, вопрос 8 Стоглава)»1. Говоря о факторах, способствовавших монашескому бунту в Коле, надо учесть влияние доминировавшего в это время на Крайнем Севере Соловецкого монастыря. Осенью 1547 года монастырь получает у царя Иоанна Грозного «Жалованную тарханно-проезжую, несудимую и за поведную грамоту» на беспошлинную торговлю, провоз, неподсудность и прочие тому подобные льготы. Конечно же, об этом стало известно и в Свято-Троицком монастыре на Коле, и для преподобного Феодорита, установившего в своем монастыре нестяжательный Устав2, возникла очень непростая ситуация. Согласно А. Курбскому, в Свято-Троицком монастыре на Коле про исходит бунт. Настоятеля Феодорита изгоняют. Причина бунта - неже- 1 О недостатках русского народа по изображению Стоглава / / Православный собеседник. Казань, 1865.4.2. С. 149. 2 «Правило им священное уставляет, заповедающе им обще и нестежательно жительствовати, сиречь без имений, своими руками пищу добывающее, яко рече великий апостол... ». Курбский Л. История о великом князе Московском. С. 332. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz