Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) ских, через грамоты, пожертвования, завеща ния, вклады и тому подобное перешли в цер ковное владение. При этом не секретом было и то, что цер ковная и мирская власти вплотную столкну лись с крайним духовным неблагополучием, которое неумолимо продолжало нарастать в новых общежительных монастырях, развра щаемых богатыми земельными владениями и иными имениями. Святитель Макарий, пользуясь всецелым доверием и любовью двадцатилетнего царя Иоанна IV, в это время наиболее активно и плодотворно действовал в интересах обновления Церкви. Выдающиеся по своему значению Соборы, которые святитель подготавливал вместе с царем, должны были соборным церковным разу мом дать ответы на те непростые вопросы, что неумолимо встали перед Русской Церковью, самоотверженно пытающейся достичь желанной «симфонии» с государством. Феодорит же, тем временем, отпросился у владыки Макария вновь отправиться на Север, к своим любимым лопарям. И святитель благосло вил его приступить к окормлению монастыря в Кандалакше. Речь идет о Рождества-Богородичном Кокуевом монастыре, что «в Кандалошской губе на усть реки Нивы, над морем на наволоке»1. Здесь, в Кандалакш ской волости, любезной ему еще с тех давних лет, когда он в 1526 году освятил первую Предтеченскую церковь, Феодорит укрылся от мести не чистых духов Кольского Севера. « И бывает два года игуменом в малом монастыре в Новгородской земле лежащем»2. § 9. Феодорит и Варлаам. Ветрена на Ниве В это время преподобный Варлаам, завершив свои покаянные трех летние морские скитания, искал встречи со своим духовным отцом. Долгожданная встреча с Феодоритом произошла летом 1548 года в Кандалакшском монастыре, куда Варлаам добрался по морю, вновь 1 Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: ХарузинН.Н. Русские лопари. С. 459. «Незащищен ное селение с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вместе с монахами и их слугами» (.ШтаденГ. О Москве Ивана Грозного. С. 63). 2 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 333. Вид на Нивский монастырский наволок, где в XVI веке был основан Кандалакшский монастырь. Гравюра Н.Н. Каразина, 1897 год 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz