Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX в борьбе с «обрядоверием», в призывах к достижению «первобытной чистоты» христианства, что весьма импонировало духовно незрелым инокам. Так и случилось в Коле, где инициаторами бунта, по словам преподоб­ ного Феодорита, были некие новоначальные иноки: «Не терпит древний супостат человеческого рода благочестие возрастаемо, подущает на него новособранных монастыря мнихов»1. В историческом, общецерковном плане надо признать все ту же про­ блему, столь обострившуюся к середине XVI века. Это все то же разделе­ ние в церковной жизни между исповеданием духа чистого подвижниче­ ства, аскезы и молитвы, и «духом мира», который, надо признать, в весь­ ма значительной степени присутствовал в новых монастырях общежи­ тельного типа. В монастыре на Коле наступили времена, когда монахи уже не представляли себе иноческой жизни без владения селами, земля­ ми, людьми, без торговых операций, оброков, поборов и сдач в аренду. Воспитанный на традициях старой, «заволжской», школы иночества, преподобный Феодорит не мог принять этот новый подход. И тогда, «сложившись со дьяволом, монахи оные в неистовстве хватают старца святого и бьют нещадно, и не только из монастыря извлачают, но и от страны той изгоняют, как врага некоего»... » 2. § 8. Кандалакшская обитель - пристанище Феодорита Когда весной 1548 года изгнанник и страстотерпец3Феодорит поки­ нул Колу и ушел «из тех пустынь поневоле во вселенную», он должен был сначала прибыть в Москву и доложить святителю Макарию, в то время уже митрополиту Московскому и всея Руси, все, что приключилось с Кольским Свято-Троицким монастырем. Несомненно, эта информация требовала серьезного анализа. Позиции старчества заволжской «нестяжательской» школы в это время были еще весьма сильны, и государство вновь размышляло о судьбе церковных владений и монастырских земель. Ситуация складывалась се­ рьезная: колоссальные пространства, около трети всех земель Россий­ 1 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 333. 2 Тамже. С. 333. ! «Страстотерпцы» - те, которые претерпели страдания во имя Господа по коварствуи клеве­ те ближних своих - единоверцев». Дьяченко. Словарь. С. 671. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz