Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел VIII силами. Демоны составляют часть наследства рода, и часто одна семья кичится перед другой тем, что имеет более могущественных»1. Безусловно, все просветители Кольского Севера, вступая в контакт с этим кочевым пле менем, в полной мере сталкивались с этой тем ной силой, познавая на практике возможности «лопарского искусства боевой магии»2. Но вот, в начале XVI века, апостолы «стран полунощных», преподобные Трифон Печенг- ский и Феодорит Кольский, продолжая великое делание преподобных Евфимия Карельского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, дерз новенно вторглись в самые дальние северные пустыни Европы, в очарованные земли леген дарной Гипербореи. Московские цари и ми трополиты нацеливали православных подвиж ников совершить великое дело христианской миссии на самых дальних подступах Святой Руси: «Христианство было призвано, чтобы просветить этот заброшен ный народец, поднять его нравственный уровень, превратить его лучших людей из колдунов в подвижников»3. Подобно первоверховным апостолам Петру и Павлу, два истинных воина Христова, преподобные Трифон и Феодорит, были столь же удиви тельно не похожи друг на друга и представляли собой личности прямо- таки противоположные. Высокообразованный книжник и богослов, знаток Писания и творе ний святых отцов, владеющий многими языками, с детства возрастав ший в духе веры, целомудрия и постничества - таков Феодорит. И Три фон - малограмотный («невежда и малокнижен»), статный и очень крепкий физически, некогда страшный и неукротимый «воин на грани- 1 Tornaes Johannis. Lappmarckerna och Deras Tillstand. Uppsala, 1900 / / De svenska landsmalen ock svenskt folkli£ Stockholm, 1901. S. 51. 2 Изучение этих возможностей с практическими целями являлось одной из задач, которые были поставлены королем Швеции известному исследователю Лапландии, епископу И. Шефферу. 3 Соловьев В. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки / Собр. сочинений. СПб., 1890. Т. VI. С. 179. (Далее: Соловьев В. Первобытное язычество). Преподобный Трифон Печенгский. Икона Трифонова Печенгского монастыря. 2016 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz