Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX § 7. Монашеский бунт в Коле 1548 года Между тем наступил голодный 1548 год. События, произошедшие в Коле в этом году, глубоко символичны и, несомненно, они стали ключе­ выми, определившими дальнейшую судьбу многих их участников как в жизни земной, так и небесной. Каждый подвижник, дерзнувший посягнуть на эти полуночные зем­ ли, на которых испокон века безраздельно властвовали силы зла и тьмы, неизбежно должен быть всегда готов вступить в этот бой и выстоять в этом испытании. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и>, все преодолев, устоять» (Еф. 6,13). Преподобный Трифон, например, прошел через эту злобу бесовскую в лице страшно восставших на него лопарей-нойдов, не только неодно­ кратно избивавших его, но и пытавшихся сжить со света колдовством, на­ травливая диких зверей, волков и медведей, подмешивая отравленные зелья и прочие «неисповедимые делая ему пакости, таская за власы и о зем­ лю кидая»1 и тому подобное творя. Надо сказать, если проповеднические труды Феодорита до этого вре­ мени были не столь драматичными, то к его семидесяти годам на его долю выпала, видимо, нежданная для него беда, тяжкое душевное горе. Вся братия его монастыря, все лелеемые им духовные чада восстают на свое­ го игумена и учиняют бунт. И, более того, избив святого старца, «выки­ дывают» его из обители, а в дальнейшем насильно изгоняют его «от страны той», «от тех пустынь поневоле во вселенную». Вот что об этом рассказывал сам Феодорит: «Нетерпимо было древне­ му супостату человеческогорода завистливыми очами своими видеть столь возрастаемое здесь благочестие. И разъедаемый ненавистью враг начинает действовать. Он наущает новоначальных монахов из братии монастыря и шепчет невидимо в уши и глаголет им в сердце: “Тяжел и неподъемен вам путь, которым ведет вас игумен. Никто из человеков не может вытерпеть этот его Устав. Как это можно без имений жить и только своими руками хлеб добывать '?» Когда же Феодорит ввел правило из Устава Зосимы и Савватия Соловецких, предписывающее: «Не только женам, а и скоту женского полу не бывать в обители»2, после этого «сложившиеся с диаво- 1 Житие преподобного Трифона. С. 99. 2 Таким было «завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящих­ ся животных (согласно Студийскому уставу). ФедотовГП. Святой Филипп, митрополит Москов­ ский. М., 1991. С.37. «Со времен Зосимы скотные дворы находились на Муксолмском острове». 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz