Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX § 7. Монашеский бунт в Коле 1548 года Между тем наступил голодный 1548 год. События, произошедшие в Коле в этом году, глубоко символичны и, несомненно, они стали ключе выми, определившими дальнейшую судьбу многих их участников как в жизни земной, так и небесной. Каждый подвижник, дерзнувший посягнуть на эти полуночные зем ли, на которых испокон века безраздельно властвовали силы зла и тьмы, неизбежно должен быть всегда готов вступить в этот бой и выстоять в этом испытании. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и>, все преодолев, устоять» (Еф. 6,13). Преподобный Трифон, например, прошел через эту злобу бесовскую в лице страшно восставших на него лопарей-нойдов, не только неодно кратно избивавших его, но и пытавшихся сжить со света колдовством, на травливая диких зверей, волков и медведей, подмешивая отравленные зелья и прочие «неисповедимые делая ему пакости, таская за власы и о зем лю кидая»1 и тому подобное творя. Надо сказать, если проповеднические труды Феодорита до этого вре мени были не столь драматичными, то к его семидесяти годам на его долю выпала, видимо, нежданная для него беда, тяжкое душевное горе. Вся братия его монастыря, все лелеемые им духовные чада восстают на свое го игумена и учиняют бунт. И, более того, избив святого старца, «выки дывают» его из обители, а в дальнейшем насильно изгоняют его «от страны той», «от тех пустынь поневоле во вселенную». Вот что об этом рассказывал сам Феодорит: «Нетерпимо было древне му супостату человеческогорода завистливыми очами своими видеть столь возрастаемое здесь благочестие. И разъедаемый ненавистью враг начинает действовать. Он наущает новоначальных монахов из братии монастыря и шепчет невидимо в уши и глаголет им в сердце: “Тяжел и неподъемен вам путь, которым ведет вас игумен. Никто из человеков не может вытерпеть этот его Устав. Как это можно без имений жить и только своими руками хлеб добывать '?» Когда же Феодорит ввел правило из Устава Зосимы и Савватия Соловецких, предписывающее: «Не только женам, а и скоту женского полу не бывать в обители»2, после этого «сложившиеся с диаво- 1 Житие преподобного Трифона. С. 99. 2 Таким было «завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящих ся животных (согласно Студийскому уставу). ФедотовГП. Святой Филипп, митрополит Москов ский. М., 1991. С.37. «Со времен Зосимы скотные дворы находились на Муксолмском острове». 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz