Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) Древний демон на скале требует жертвоприношений. Рис. из книги: О. Magnus. Historia de gentibus... 1555 исполнялись. Вспомним хрестоматийный рассказ дьяка Григория Исто мы, посла царя Василия III, о том, как у скалы острова Семес (архипелаг Семи Островов) «несколько дней задерживали нас противные ветры», поскольку, по словам одного из корабельщиков: “Если мы не умилости вим ее (скалу) каким-нибудь даром, то нам нелегко будет пройти мимо нее”». Дьяк упрекнул тогда помора «за пустое суеверие». Однако они простояли четыре дня и смогли пройти лишь после того, как один из эки пажа «ночью тайком не взобрался на утес и не умилостивил скалу Се мес, - насыпал на выступающий камень, который мы видели, овсяной муки, смешанной с маслом»1. Так и сейчас - узнал поп Василий о том, что даже многие из крещеных рыбаков начали поддаваться страху бесовскому, пытаясь ублажать «не чистого» пожертвованиями. Сильно «возмутился он духом» и, взобрав шись на скалу, дерзновенно заклял мерзкого беса и изгнал его от места сего на вечные веки. Демон ушел, но, покидая древнее капище, дух нечи стый пообещал Варлааму, что «тот его еще вспомнит». Надо полагать, этот рассказ глубоко опечалил Феодорита и наполнил сердце старца тяжелыми предчувствиями, ибо не по чину белому священ нику вступать в схватку с духом нечистым. То удел монаха, да и далеко не всякому монаху это по плечу. 1 ГерберштейнС. Записки о московитских делах. С. 185. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz