Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX К этому времени Феодорит уже в совершенстве знает лопарский язык - до такой степени «искусенуже был языку их» , что обучает лопарей Писанию. И, конечно же, он активно внедряет разработанную им саам скую письменность в лопарских семьях, толкуя им смысл священных тек стов и основных молитв, что перевел с церковнославянского на лопар ский язык. Таким образом, многих язычников « оглашает к пути спасенному» и вскоре просвещает их Святым Крещением. И, более того, многие из новокрещаемых лопарей проявляют большую тягу к монашескому жи тию, удивительно ясно чувствуя пути стяжания благодати Христовой и всем сердцем усваивая истины христианского учения. За несколько лет, с 1540 по 1548 год, монастырь становится центром христианского просвещения в этом районе Лапландии. И «распростра нилась во всем том народе проповедь Евангельская». Здесь, в монастыре на реке Коле, воплотилась в жизнь мечта Феодорита - он ввел служение на лопарском языке, что было необычайно важно, поскольку в то время ос новная масса братии состояла из лопарей: « Множество от них монаше ское житие возлюбили за благодатию Христа нашего и того Священного учения»1. 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 332. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz