Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) Д л я Феодорита причина такого уединения была особо важной - именно здесь он трудился над созданием лопарской письменности и пе реводами богослужебных текстов. И вновь, следуя за святителем Стефа ном, он серьезно готовился ко второму этапу просвещения лопарского народа: дабы и в его церквях «попы лопарским языком служаху, канонар- хи по лопарским книгам канонархаша, певцы же всяко пение лопарски возглашаху»1. « И там во трудах духовных подвизался вкупе около четырех лет». Это значит до 1540 года. § 3. Лопарская азбука - этап миссии по созданию национальной письменности Итогом книжных трудов преподобного Феодорита в заволжских пу стынях было, несомненно, великое деяние по созданию саамской пись менности. Говоря об этом, мы вновь должны вспомнить, что образцом подвижничества для Феодорита всегда служили просветительские труды святителя Стефана. Саамская письменность, которую создавал Феодорит, как и «древне зырянский» язык святого Стефана Пермского, должны были стать язы ками священными, поскольку предназначались для просвещения язычни ков светом веры Христовой, для переводов священных и богослужебных текстов и молитв. Учитывая родство языковой финно-угорской группы саамов и зырян, можно предположить, что Феодорит использовал прин ципы составления алфавита, изобретенного на основе кириллицы и изо бражений на денежных значках зырян, «пасах», еще святым Стефаном почти сто пятьдесят лет назад. Только вместо зырянских «пасов» Феодо рит использовал знаки лопарских родовых клейм, или «тамги». Мы ясно видим, что Феодорит приложил поистине величайшие уси лия для того, чтобы попытаться если не повторить, то хотя бы прибли зиться к удивительным достижениям святителя Стефана в просвещении Пермского края. Тогда во вновь образованной Великопермской епархии, которую возглавил ставший уже епископом Стефан, «попы его перм ским языком служили обедню, заутреню же и вечерню и канонархи2его 1 Цитата из жития святого Стефана Пермского с соответствующей заменой слова «перм ский» на слово «лопарский». 2 Канонарх - церковнослужитель, возглашающий перед началом пения глас и строчки из пред стоящего молитвословия. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz