Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX n fftS i *нл% Преподобный Н ил Сорский. Миниатюра работы старообрядческих мастеров братьев Леоненко. 80-е годы XX века царского повеления: писать ему «о Божиих заповедях и отеческих пре­ даниях, и о благах человеческих»1. Друзья и единомышленники Феодорита представляли собой тонкий пласт русского просвещенного монашества, едва зародившийся цвет бо­ гословской мысли на Руси. Это была первая надежда на преодоление удручающего невежества в церковной среде. В мирском обществе дело было еще хуже: «Лучшие представители народа - князья и бояре редко и мало умели грамоте»2. В лице Артемия Феодорит нашел стойкого последователя столь лю­ безного ему нестяжательства и пустынножительства, человека, близкого ему по духу, по богословской пытливости ума, по образованности. Эта их дружба и совместные духовные подвиги в Белозерской Порфириевой пу­ стыни (в истории известной также как «Артемиевой») позже, на Собо­ ре 1554 года, лягут в основу обвинения Феодорита в «ереси». Время прихода Артемия в Порфириеву пустынь известно точно - 1536 год. Надо полагать, что и Феодорит в это же время присоединился к отшельникам этих суровых скитов, где они могли «в безутешном месте глаголемыя Порфириевы пустыни плакатись грех своих... » 3. 1 Русская Историческая библиотека. СПб., 1878. Т. 4. С. 1440. 2 О недостатках русского народа по изображению Стоглава / / Православный собеседник. Ка­ зань, 1865.4.2. С. 130. 3 Строев П.М. Каталог славянско-российских рукописей, принадлежащих И.Н. Царскому. М., 1836. С. И. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz