Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) Общение Феодорита с архиепископом Макарием, мужем высокой ду­ ховности и государственного мышления, еще более укрепило его в осоз­ нании особой значимости для России успешно начатой им православной миссии на Крайнем Севере. Владыка, надо думать, делился со своим ду­ ховником беспокойством о том, что то страшное, «реформаторское» от­ ступление от истинной веры, которое с 1517 года поразило уже пол- Европы, теперь угрожает России: «от тамо близких стран люторския и калвинския ереси»1 вплотную подступили к нашим северным пределам. Феодорит не скрывает от святителя, что собирается вновь в «полунощ­ ную страну», ибо хорошо понимает, что только создание крепких север­ ных монастырей поставит надежный заслон этой экспансии и закрепит за Россией «вечно спорные» земли « у Студеного моря-окияна, на Мур­ манском рубежу»2. § 2. Заволжские пустыни - школа «богомыслия и молчания» Вскоре, с благословения владыки Макария, Феодорит вновь укрыва­ ется в «заволжских пустынях», дабы собраться с силами и укрепиться духом перед новым этапом своей Лапландской миссии. В течение нескольких лет Феодорит подвизается в пустыни Кирил- ло-Белозерского монастыря вместе со своими друзьями-нестяжателя- ми, «мужами святыми, некоторыми уж престаревшими во днях» - со старцем Артемием, а также со старцами Сергием Климиным, Иоаса- фом Белобаевым и Исааком-пустынником, иноками-пострижениками Соловецкого монастыря. У Феодорита сложились особо теплые, дру­ жеские отношения со старцем Артемием как с подвижником высокой духовности, «человеком ученья книжного, доброго нрава и смирения исполненна»3. Старец Артемий был близко знаком с царем Иоанном IV Васильевичем, который неоднократно призывал его для совета как по церковному устройству, так и для бесед на духовные темы: «Его царь зело любяше и многажды беседоваше, поучаяся от него»4. Сохранилось несколь­ ко посланий Артемия к царю, написанных им в пустыни во исполнение 1 Житие преподобного Трифона. С. 103. 2 Жалованная грамота Печенгскомумонастырю 1556 года. РГАДА. Грамоты Коллегии Эконо­ мии, ф. 281, № 4139, л. 122. (Далее: Жалованная грамота Печенгскому монастырю). 3 Из доклада об Артемии священника Сильвестра царю Иоанну Грозному. Цит. по: Артемий, бывший игумен Троицкий на Москве / / ЧОИДР. М., 1891. Кн. 4. С. 38. 4 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 337-338. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz