Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТРУДЫ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРИТА (1534-1571 гг.) § 1. Завершение первого этапа Кольской миссии. Преподобный Феодорит и святитель Макарий В 1534 году Феодорит успешно завершает свое северное двенадцати­ летнее пустынножительство, достойно увенчав первую проповедь хри­ стианства крещением лопарей и строительством церквей на берегах Нивы, Колы и Туломы. Весной этого года он вместе с иеромонахом Или­ ей возвращается «во вселенную» и «поставляется от Макария архиепи­ скопа... пресвитером»1. Феодориту уже пятьдесят лет. Святитель, родившийся около 1482 года, практически ровесник Феодорита. Живительно высока духовность и светел облик пришедшего из пустыни Феодорита. Святитель Макарий чувствует это - Феодорит становится его духовником. В это время старец Феодорит в полной мере являет « дарования от Бога, что дарами Духа нарицаются: силы исцеления, дар пророчества, дар мудрости». «Не будучи епископом, воистину светлого епископа дела ис­ правляет»: приводит к истинной вере и « к пути спасенному» множе­ ство знатных « светлых и богатых граждан». К нему идут и идут страж­ дущие, и он «целит недужных, очищает прокаженных, возвращает за­ блудших душою из сетей диавольских»2, пробуждая в них небывалое по­ каяние. Общаясь со святителем Макарием, Федорит, несомненно, подробно информирует Владыку о ситуации на Кольском Севере, об аборигенах края: «Тот народ Лопский, люди зело просты и кротцы и отнюдь всякого лукавства неискусны, ко пути спасения же тщаливы и охочи зело»3. 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 331. 2 Там же. 3 Там же. С. 332. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz