Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Живоначальныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятил и лопарей, которых преподобный отец Трифон породил сло­ вом проповеди, он тому иероиноку повелел просвятить святым крещением. И от того же иероинока Илии преподобный отец наш Трифон духом и серд­ цем правый инок и знаменосец1соделался»2. Постриг состоялся 1 февраля 1533 года, на память мученика Трифона. « Новопросвященные же народы лопарские от усердия своего, от имений своих, приносили серебро и вещи и, яко пред ногами апостольскими, препо­ добного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, и реки, и кморскимугодиям воды подавали и письменными заветамиутверждали»3. Записи голландца Салингена 1568 года сохранили для нас рассказ преподобного Трифона об этом периоде его жизни: «Молва о его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много на­ рода. Так как они просили его о том, чтобы он построил тут церковь, где можно было бы совершать богослужения, то он выстроил небольшую часов­ ню, куда пригласил черного попа, который служил ему обедню и прочее; и тогда же надел он на себя клобук. После построения часовни его стало посещать еще больше народу. В общем, к часовне приезжалирыбаки и жерт­ вовали рыбу в пользу часовни»4. Как мы знаем, « клобук надел» Трифону иеромонах Илия. Трифон провел в монашестве пятьдесят лет, до своей кончины в 1583 году. Что же относительно некоего « черного попа», который «служил ему», то это иеромонах Иона. Имея известные серьезные канонические препятствия к принятию священного сана, Трифон всю свою жизнь пребывал про­ стым монахом - «строителем монастыря». Полноценность окормления братии монастырской и народа лопар­ ского достигалась неизменным присутствием в течение пятидесяти лет рядом со старцем Трифоном преподобного Ионы Печенгского, и после кончины учителя продолжившего служить при его могиле. 1 «Знаменосец» - в данном случае «схимник», в иных древних текстах может означать «чу­ дотворец», «творящий знамения». 2 Житие преподобного Трифона. С. 102. ■’ Там же. С. 102. 4 Филиппов А.М. Русские в Лапландии. С. 303. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz