Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VI планеты» все против царя, и «предсказали ему неминуемую смерть именно 18 марта, но что Иоанн велел им молчать с угрозою сжечь на костре»1. К сроку, 17 марта, царю стало лучше и он возобновил государ­ ственные дела. На другой день Грозный велел Вельскому идти к колдунам и объявить им, «что по их басням мне сегодня надлежит умереть, а я чув­ ствую себя гораздо бодрее»2и «что я велю их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. На что лопари отвечали: “Господин, не гне­ вайся. Ты знаешь, день окончится только когда сядет солнце”. Царь тем временем сходил в баню, после которой чувствовал себя посвежевшим, и пожелал развлечься игрой в шахматы с Вельским. Расставляя фигуры, почему-то все ронял фигуру короля... Вдруг он ослабел, повалился на­ взничь и скончался»3. Даже в конце просвещенного XIX века, века торжествующей науки и естествознания, любой образованный скептик, сталкиваясь вплотную с сокровенной жизнью лопарей, был вынужден признать, что Крайний Север по-прежнему оставался заповедником самого невероятного кол­ довства, районом сосредоточения мощных темных сил и местом обита­ ния людей, чуть ли не генетически связанных с этими силами. Например, трезвомыслящий английский путешественник и критик Вильям Диксон (1821-1873) в своих путевых очерках вынужден был признать: «Н а севере везде боятся лапландских женщин как ведьм, в рас­ поряжении которых всегда стоит сам злой дух, обязанный, велениями мрачных сил, повиноваться ее воле. Ведьма может прозревать будущее, 1 Карамзин Н.М. История. Т. 9. С. 221. 2 Там же. С. 222. 3 Горсей Дж. Записки о России. С. 87. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz