Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность Поклонение богу Бирку Акха (W irku Accha). У терских лопарей это богиня-покровительни­ ца лестных пастбищ. Рис. Bernard Picart из книги: Ceremonies et coutum es religieuses des peuples idolatres. Amsterdam , 1728. T. 2. P. 1. P. 373. С любезного разрешения Амвросианской библиотеки г. Милана Авторитет лопарей как могущественных волшебников признавали на всех уровнях власти. Князь Курбский в своей «Истории о великом князе Московском» пишет, что царь Василий III, стремившийся излечиться от бесплодия, посылал за волхвами «аж до Корелы, еже есть Финляндия, и аж до дикия Ляпунии, яже той язык сидит на великих горах, подле Сту­ деного моря». Так же и сын его, царь Иоанн Грозный, неоднократно пользовался ус­ лугами лопарских колдунов. Когда же в 1583 году стал чувствовать се­ рьезную болезнь, то «приказал доставить немедленно с Севера множе­ ство кудесников и колдуний, привести их из того места, где их больше всего между Холмогорами и Лапландией. Шестьдесят из них были до­ ставлены в Москву и размещены под стражей»1. От них потребовали от­ вести болезнь и снять чары («его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз диавол не помог»2). Чародеи едино­ душно отвечали, что самые «сильные созвездия» и «могущественные 1 Горсей Джером. Записки о России XVI-XV1I века. М., 1990. С. 84-85. (Далее: Горсей Дж. Записки о России). 2 Горсей Дж. Записки о России. С. 86. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz