Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность Ж енщины из русских лопарей. Обязатель­ ный элемент одежды - многочисленные магические привесы. И з книги: Lilienskiolds Speculum boreale / / Finnm ark om kring 1700. Bind 2. N ordnorske samlinger utgitt av Etnografisk m useum . Bd. ГѴ. Oslo, 1945 парей. За подобные действия в отношении одного крестьянина, брошен­ ного в воду с помощью пения и заклинаний под бубен и утонувшего на порогах реки, был привлечен к суду один старик-лопарь. Он сознался, что искусству магии еще ребенком его обучил отец. Его приговорили к смерт­ ной казни и в кандалах повезли к ближайшему городу в Ботнии [финские земли у Ботнического залива. - Е. М.]. По дороге он, сидя в телеге, попро­ щался со всеми и в один миг убил себя особым заклинанием1. Интересно в этой связи вспомнить, что и гиперборейцы сами реша­ ли, когда им прекратить жить. Хорошо известно, что подобным образом останавливать свое сердце умеют и индийские маги (йоги). Позже, в Смутное время, об убитом Лжедмитрии I говаривали, что он при жизни овладел тайнами лопарского колдовства. «В убогом доме [покойницкая, скуделъня. - Е. М .] тело сие невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящую на нем птицу. Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие диаволом, по крайней мере, веду­ ном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые могут убивать себя, а после оживают»2. У очевидца событий Смутного времени голландца Мартина Бера находим следующие свиде­ тельства: «Когда везли его [Лжедмитрия] в Божий дом3, за Серпуховские ворота, то поднялась ужасная буря, но не во всем городе, а только по до­ роге, и едва миновали ворота на Кулишке, с тремя башнями, вихрь сорвал 1 Соловьев B.C. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки / / Русское обозрение. СПб., 1890. Т. 5. С. 488. (Далее: Соловьев B.C. Первобытное язычество). 2 Карамзин Н.М. История. Т. 11. С. 574. 3 «Б зимнее время они (русские) не хоронят покойников, а ставят их в доме, выстроенном за городом, который называют Божедом, до наступления весны»; Флетчер Дж. О государстве россий­ ском. С. 137. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz