Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность Восприятие Кольского Севера в средневековой Руси понятно из опи­ сания этих мест: «Страна глубоких варваров, лопарей диких... где горы высокия, их же нарицает Святое Писание ребра Северовы»1. «Ребра Се­ веровы» (Пс. 4 7 ,3) - сила Севера, то есть сила диавола, «ибо демонская сила всегда подразумевалась под именем Севера»2. И такое определение Кольского Полуострова и районов, к нему прилегающих, вовсе не являет­ ся удачной метафорой. Многие серьезные историки и исследователи жизни на Кольском Севере вынуждены признать, что известия об этих краях всегда связывались с владениями «князя мира сего» (Ин. 14, 30), «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6 ,12). В народных легендах об этих местах часто упоминается, что именно здесь, под вечными льдами земли, горит «огонь неугасающий»3. «Там пылает огнь вечный, уготованный Диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41 ) » 4. В последующих главах, касающихся истории просветительской деятель­ ности в XVI веке, мы коснемся того противодействия «сил бесовских», с которым сталкивается любой христианин, попадающий на Кольский Север, а тем более подвижник веры и благочестия, пришедший просве­ тить это царство мрака светом веры Христовой. § 3. Лапландия - «страна ужасов и злого чародейства» Бесспорным утверждением в отношении лопарей является то, что они издревле в полной мере унаследовали тайные знания и всегда счита­ лись непревзойденными волшебниками: «Превосходят они все другие народы колдовством и чародейством»5. До середины XIII века в полной мере такими же служителями князя тьмы на Кольском Севере были и биармийцы (чудь или весь). «Жители Бьярмаланда подобны скифам, они перевозят свои жилища на повозках и, являясь язычниками, очень искусны в колдовстве. Одним своим взгля­ дом, а также словами и некими злодейскими методами, они способны создать людям такие препятствия, что те умирают и гибнут, внезапно 1 КурбскийА. История о великом князе Московском. О преподобном Феодорите свяіценному- ченике / / ПЛДР. М., 1986. С. 326. (Далее: КурбскийА. История о великом князе Московском). 2 Псалтырь в святоотеческом изъяснении / Изд. Афонского Русского Пантелеймонова мона­ стыря. 1997. С. 168. 3 См.: Карамзин Н.М. История. Т. 7. С. 541-542. 4 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб, 1995. С. 62. 5 Флетчер Дж. О Государстве Русском. СПб, 1911. С. 124. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz