Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность «Одна и та же охота кормит и мужчин, и женщин, которые повсюду их сопровождают и участвуют в добыче». Рис. из книги: О. Magnus. Historia de gentibus... 1555 Невольно возникает параллель с описанием северной страны Гипер­ бореи, сделанной современником Тацита, римским ученым Плинием Старшим: «Счастливый народ, который называется гиперборейцы... домами для них являются рощи, леса. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений ста­ рости с какой-нибудь скалы они бросаются в м оре»1. В IX веке норвежский мореход Оттар упоминает о терфиннах (terjinns), живущих на Кольском полуострове (Trjanema): «Эта земля находится далеко к северу отсюда; но вся она пустынна, кроме немногих мест, где то там, то здесь живут финны, охотясь зимой, а летом занимаясь рыбною ловлей у моря»2. Как известно, самоназвание аборигенов Коль­ ского Севера - саамы (samit, sampelaš). Этноним «лопь», или «лопари», появился в начале XIII века в труде датского летописца Саксона Грамма­ тика «Деяния данов». Он сообщил европейцам, что аборигены Крайне­ го Севера, эти непревзойденные стрелки из лука, для своего передвиже­ ния по бескрайним снежным пустыням используют лыжи и сани, а также обладают удивительными способностями к колдовству и даром предви­ 1 Плиний Старший. Естественная история (фрагменты) / Сост. проф. М.С. Боднарский. М., 1953. Абз. 89-90. 2 Матузова В.П. Английские средневековые источники. Тексты, перевод, комментарий. М., 1979. С. 15. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz