Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Святой князь Александр Невский и его роль в присоединении Кольского Севера и южным побережьем Кольского полуострова (Терским берегом). Им принадлежали промысловые угодья, сельскохозяйственные земли, праз- га (право откупа, аренды) и право торговать с лопарями. С приходом новгородцев, как мы видим из летописных свидетельств, ситуация с «вла дением отчинами родов корельских» стала значительно меняться. 0 том, насколько далеко на север распространились эти «роды ко рельских детей», свидетельствует название одного из становищ на запад ном берегу полуострова Рыбачий - Тиврульское1. Тиврульцы, как мы упомянули выше, - один из этих корельских родов. Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для ее даль нейшей отправки на Большую землю со времен Александра Невского были определены поселение Варзуга и район нынешней Кандалакши (в устье речки Кандалакши, залива Канда). Варзуга отвечала за дань с ко- релы и лопарей Кольского полуострова, Кандалакша - с земель на запад от Кольского залива и в Финнмаркене. «В Лапландии не было бояр, а страной управляли сборщики податей».2 С падением новгородской самостоятельности, как мы показали ра нее, великие князья Московские оставили древнюю схему сбора дани без изменений3. Право владения торговыми точками, исторически сложив шимися на границах лопарских территорий, долгое время составляло одну из важнейших привилегий корелов и особую статью дохода. Посте пенно, с заселением земель Терского берега новгородцами и с появлени ем монастырей, эти торговые места («торговые козицы») переходили в ведение новых владельцев. «Се даст Полага Шаншина в дом Святого Спаса < ... > на Лопи торговую козицу игумену и всем старцам Соловец ким» (1484); «Се даст Нестер Иванович на Лопи торговую козицу в дом святому Спасу» (1479). Странное для этих мест слово «козица», остав шееся в употреблении, - одно из свидетельств пребывания на Кольском полуострове жителей «Биармии». На пермяцком языке: «K03i4ja» - торба для торговли, козица4. Так же называлась упаковка для хранения и перевозки меховых шкурок: «Судя по таможенным книгам, в XVII веке 1 Писцовые книги дьяка Василья 1608-1610 гг. Цит. по: Козмин К.В. Исторический обзор Мурманского берега. С. 2. 2 Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке / / Литературный вестник. СПб., Т. I. Кн. III. 1901. С. 305. (Далее: ФилипповА.М. Русские в Лапландии). 3 См.: Кігкіпеп Н. Karjala Taistelukenttana. Karjala idan ja lannen valissa. S. 70. 4 Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь, составленный Николаем Роговым. СПб., 1869. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz