Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Святой князь Александр Невский и его роль в присоединении Кольского Севера и южным побережьем Кольского полуострова (Терским берегом). Им принадлежали промысловые угодья, сельскохозяйственные земли, праз- га (право откупа, аренды) и право торговать с лопарями. С приходом новгородцев, как мы видим из летописных свидетельств, ситуация с «вла­ дением отчинами родов корельских» стала значительно меняться. 0 том, насколько далеко на север распространились эти «роды ко­ рельских детей», свидетельствует название одного из становищ на запад­ ном берегу полуострова Рыбачий - Тиврульское1. Тиврульцы, как мы упомянули выше, - один из этих корельских родов. Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для ее даль­ нейшей отправки на Большую землю со времен Александра Невского были определены поселение Варзуга и район нынешней Кандалакши (в устье речки Кандалакши, залива Канда). Варзуга отвечала за дань с ко- релы и лопарей Кольского полуострова, Кандалакша - с земель на запад от Кольского залива и в Финнмаркене. «В Лапландии не было бояр, а страной управляли сборщики податей».2 С падением новгородской самостоятельности, как мы показали ра­ нее, великие князья Московские оставили древнюю схему сбора дани без изменений3. Право владения торговыми точками, исторически сложив­ шимися на границах лопарских территорий, долгое время составляло одну из важнейших привилегий корелов и особую статью дохода. Посте­ пенно, с заселением земель Терского берега новгородцами и с появлени­ ем монастырей, эти торговые места («торговые козицы») переходили в ведение новых владельцев. «Се даст Полага Шаншина в дом Святого Спаса < ... > на Лопи торговую козицу игумену и всем старцам Соловец­ ким» (1484); «Се даст Нестер Иванович на Лопи торговую козицу в дом святому Спасу» (1479). Странное для этих мест слово «козица», остав­ шееся в употреблении, - одно из свидетельств пребывания на Кольском полуострове жителей «Биармии». На пермяцком языке: «K03i4ja» - торба для торговли, козица4. Так же называлась упаковка для хранения и перевозки меховых шкурок: «Судя по таможенным книгам, в XVII веке 1 Писцовые книги дьяка Василья 1608-1610 гг. Цит. по: Козмин К.В. Исторический обзор Мурманского берега. С. 2. 2 Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке / / Литературный вестник. СПб., Т. I. Кн. III. 1901. С. 305. (Далее: ФилипповА.М. Русские в Лапландии). 3 См.: Кігкіпеп Н. Karjala Taistelukenttana. Karjala idan ja lannen valissa. S. 70. 4 Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь, составленный Николаем Роговым. СПб., 1869. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz