Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Святой князь Александр Невский и его роль в присоединении Кольского Севера Крестовый камень (Ristikivi), сохранившийся памятник «древним означениям и рубежам» в Карелии. XIV в. Название таких знаков происходит от «крестного целования» Но эти решения окончательно были сформулированы лишь к 1323 году при заключении Ореховского мирного договора со шведами и 1326 года с норвежцами. Таким образом, можно утверждать, что в пе­ риод с 1251 по 1326 годы земли в районе Кольского залива от древнего саамского Муномашского погоста на Коле и далее на запад числились российскими владениями в составе Новгородской республики под назва­ нием Колоперемь. § 14. Система сбора северной дани князя Александра Освободив земли Кольского Севера от всевластия биармийцев, пара­ зитировавших на саамах-лопарях, великий князь Александр Невский дол­ жен был теперь установить систему сбора дани на этих территориях. «Дикая лопь», населявшая бескрайние просторы Великой Лапландии, имела одну очень важную особенность отношений со своими оленьими стадами. В отличие от иных малых северных народов, живущих оленевод­ ством, то есть выпасом оленьих стад, лопари стада не пасли. Они жили вместе со стадом. То есть лопарский сийт, как некая территориальная об­ щина, перемещалась вместе со стадом оленей в соответствии с его при­ родными сезонными миграциями и невзирая на государственные грани­ цы. Потому требовалось выработать строгий временной и территори­ альный порядок сбора дани, в противном случае кочующие с оленями лопарские семьи нужно было бы искать очень долго и далеко. В результате, вместо определения территориальных рубежей, Норве­ гия и Русь на протяжении долгих столетий «мирились с существованием огромных общих владений, где право государства на налогообложение было привязано не к конкретной территории, а к конкретным группам 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz