Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел V «исчезновения» Биармии и ее жителей. Так, например, Йоханес Шефферус, немецкий ис­ следователь XVII века, пытаясь решить эту «загадку», предполагает: «Уменьшаясь в числе от многочисленных войн, жалкие их остатки слились с лапонцами, а потом забы­ лось и само имя биармийцев»1. В то же время, народное творчество або­ ригенов в плане исторической памяти оказа­ лось более устойчивым. Лопарские предания, сохранив недобрые воспоминания о чуди, «где ей приписывается беспощадность, же­ стокость и даже пожирание людей», имеет и «группу преданий более многочисленную, о чуди, побежденной новгородцами, когда по­ следние подчиняют и даже уничтожают е е» 2. § 6. Союз с Ордой как условие успешности северной политики князя Великий князь новгородский Александр Ярославович, сумев распо­ ложить к себе ордынского хана, в полной мере смог реализовать удиви­ тельные возможности нынешней своей практически абсолютной власти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой, пока что неодолимой, силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом, что важно подчер­ кнуть, благоверный князь всегда оставался христианином и патриотом своей земли.3 Союз с Золотой Ордой завещал Александру крепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сам же ве­ 1 Иоанн Шеффер из Страсбурга. Лапландия. Франкфурт, 1674 / Перевод с латинского языка B.C. Золотилова, Апатиты, 1930-е гг. С. 51. (Рукопись). (Далее: Шеффер И. Лапландия). 2 Керш Г.М. Фольклор / / Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 139. 3 В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожно­ го царя, якоже и сродники мои, кустуже и огню и идолам не поклонюся». И свое слово князь сдержал. с магическими символами, обнаруженные в женском захоронении начала XI века близ г. Вардё (Норвегия). И з книги: P. Simonsen. Vardohus M useum Arbok. 1959 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz