Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII ные авторы склонны считать, что название Кандалакша пошло от слов: “кандас” - по-саамски вьюк, и “лухта” (Xuo^ta) - залив, губа, «мелкое ме сто, поросшее травой». Получается, Вьючная губа»1. Надо сказать, что и в конце XVII века реально существовал этот важ ный государственный центр - Канда. В Жалованной грамоте Кольско- Печенгскому монастырю 1675 году указано: «У них в Канде две варницы соляных и дворы монастырские»2. Это был реальный центр отправки грузов на «большую землю», что видно из следующего сообщения гра моты: «Велено им возить из Колы, и из Канды, и из Порьей-губы ото всех их монастырских промыслов в лодьях соль и рыбу всякую, и немец кий и лопский всякий сухой товар на Двину, к Архангельскому городу и на посад к Колмогорам»3. Это историческое место - уже как «лесо пункт Канда» Кандалакшского района - был упразднен в 1938 году. В те давние времена по прибытии груза с «мягкой рухлядью» в Кан- ду, к Кандалакшскому заливу, задача стояла уже перед мореплавателями с Двинского устья по присылке кораблей за царской данью. На обратном пути, видимо, заходили в устье Варзуги за ее второй, «восточной» частью. Такое положение сохранялось до конца XVI века, пока статус админи стративного центра на Кольском полуострове не перешел к Кольской во лости. Салинген свидетельствует: «До 1581 года не появлялось в Маль- мусе ни бояр русских, ни сборщиков, ни десятинной, ни таможенной по шлин ... а страной управляли сборщики податей, жившие в Кандалакше»4. Государственные структуры «налогов и сборов» в Кандалакше оста лись, но были замкнуты на Кольский острог: «А сбирати с них оброк Кондолошским таможенным целовальникам и отвозить в государеву каз ну в Кольский острог»5. Со второй половины XVI века налоги и сборы стали взиматься в де нежной форме, и потребности в формировании зимних даннических обозов с «мягкой рухлядью» не стало. Прежние «лопские даныцики» по известным маршрутам объезжали лопарские погосты, «кого по Госу дареву наказу пошлют государевы приказные люди из Колы для Госуда- 1 Минкин А.А. Топонимы Мурмана. Мурманск, 1976. С. 23. ■ Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю 1675 года. С. 550. ' Там же. С. 551. 4 Филиппов AM . Русские в Лапландии. С. 305. ' Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 459. 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz