Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 5. Дальнейшее расширение христианских поселений на Кольском Севере сезонной охоты на морского зверя. Часовня была срублена вместитель­ ной, ибо многочисленные промысловые артели, прежде чем уйти в море на столь опасный промысел, считали своим долгом помолиться Божьей Матери Одигитрии Тихвинской и испросить помощи у трех преподоб­ ных иноков. Внутри Тихвинской часовни над местами святых захоронений были установлены три раки-гробницы. «Над погребенными иноками гробни­ цы, потянуты пеленами тавты красной [плотная шелковая ткань. - Е. М.] с подкладью пряденою, во все стороны три с половиной аршина»1. В Тихвинской часовне, по описанию 1802 года, можно было увидеть некий древний «образ Тихвинской Богоматери на камени в киоте»2- то есть икона была написана на камне. Предыдущая опись 1801 года была более точна и поясняла, что икона эта «на плитье»3. Надо понимать, речь идет о знаменитом терском плитняке - красных плитах терского песча­ ника. Была ли икона писаной или резной, понять трудно. Во всяком слу­ чае, у новгородцев имелась традиция резьбы икон по камню4. Как показали археологические изыскания, производившиеся в 2004 году в ходе восстановления церкви, упомянутый первый «дворник», его жена и сыновья похоронены у восточной стены часовни. После при­ стройки в XIX веке алтаря к часовне их могилы оказались под алтарем, где пребывают и поныне. Нательный крестик того «дворника», родона­ чальника кашкаранской фамилии Дворниковых, - ныне одна из святынь Тихвинской церкви. (11) В 1839 году в селении было 13 домов, в 1854 году - 18, в 1900 году - 37, в 1914 - 60, жителей 317 человек, основной доход получали от про­ мысла «семги и нерпы». Приходская церковь построена в 1895 году. Школа открыта в 1899 году. Историческое прозвище жителей села - «мякинники», и связано это название с репой. «Кашкараны - мякинники: садили репу, всю ботву сдирали и как капусту солили»5. До появления в Карелии и на Поморье картофеля репа была важнейшим продуктом питания. Репу на Терском 1 ГАМО. Опись 1802 года. Ф. 8-и, on. 1, д. 20, л. 13 об. 2 ГАМО, ф. 8-и, on. 1, д. 20, л. 13 об. 3 Там же. Д. 40, л. 1-2 об. 4 Две каменные новгородские иконы / / Труды Новгородского церковно-археологического общества. Новгород, 1914. Т. 1. С. 5. 5 Власова М.Н. Прозаический фольклор Терского берега. С. 351. 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz