Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 5. Дальнейшее расширение христианских поселений на Кольском Севере Вновь построенная Михайловская церковь с. Чаваньги. Фото 2011 года Историческое прозвище тетричан - «собаки». Объяснения этому можно услышать самые разные: «Раньше в Тетрино было много собак, оттого и прозвали: собаки. А еще и говор лающий»1. Надо сказать, что бытовало не прозвище «собаки», а словосочетание «тетринские соба­ ки» . Поэтому более верным следует считать объяснение поморов, свиде­ тельствующих, что приближение лодок, подходящих по морю к Тетрино, всегда встречал лай тетринских собак, первыми замечающих чужаков. § 3. Чаваньга На рукописной карте берегов Кольского полуострова Вильяма Боро в 1557 году на месте нынешнего села Чаваньга было нанесено обозначе­ ние «Chavon» - Чавонь. В документе 1575 года упоминается «река Чавонга, а в ней забор, да тоня в реке ж, на усть тое ж реки Чавунги по обе стороны две тони»2. До 1764 года река Чаваньга и рыболовные семужьи тони на ней находились в вотчинном владении Соловецкого монастыря. В 1764 году указом им­ ператрицы Екатерины II «имения от монастырей отобраны были безвоз­ вратно». Соловецкие монахи покинули чаваньгские тони, и на освобо­ дившемся месте начали активно .селиться жители Варзуги. В 1855 году в Чаваньге уже насчитывалось 19 дворов, а к 1871 году их стало 28. 1 Власова М.Н. Прозаический фольклор Терского берега Белого моря (по записям 1982— 1988 гг.) / / Русский фольклор. СПб, 2004. Т. XXXII. С. 351. (Далее: Власова М.Н. Прозаический фольклор Терского берега). 2 Сотная из писцовых книг Василия Агалина. С. 4. 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz