Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII лизован лишь полноценной церковной жизнью. Именно об этом говорит присказка техмест: вся та нечисть обессилела, когда «обрусела отчуди»1. Правда, порой страсть к наживе брала верх над христианской сове стью, и служение древним «богам» возвращалось. «Чтобы получать луч шие уловы семги, договорились местные рыбаки приносить этой речной "бо гине”в жертву людей. Такие жертвоприношения продолжались ежегодно до тех пор, пока в реках Варзуге и Кице не стали ловить семгу соловецкие монахи»2. То есть с конца XV века молитвами соловецких монахов сила бесовская была нейтрализована, и действие страшного договора было приостановлено. В 1764 году императрица Екатерина II утвердила так называемые ду ховные штаты, в результате чего «имения от монастырей отобраны были безвозвратно». Соловецкие монахи, в течение почти трех столетий опре делявшие жизненный уклад и духовное благополучие этих мест, покинули Кузоменские тони. И вскоре, как полагают сведущие люди, в погоне за бо гатством кузоменские купцы Заборщиковы решились возобновить древ ний договор с «кицкой женкой». «Приношения людей в жертву “Машке- Кицке" начались снова; о том, кого приносили в жертву этому божеству, го ворили, обыкновенно, что он утонул». Факт такого жертвоприношения был отмечен в 20-х годах XIX века. О том, много лет спустя, вспоминали очевидцы: «Кто-то из Заборщиковых отдал “Кицке” мальчика Петра, 1 Об этом процессе «обрусения» см.: Максимович М.А. Откуда идет Русская земля. По сказа нию Нестеровой повести и по другим старинным писаниям русским. Киев: Университетская типо графия. 1837. С. 72. 2 Архангельский миф о Машке-Кицке / / Архангельские губернские ведомости. Архангельск, 1872. № 76. (Здесь и далее ссылки на этот источник будут выделяться курсивом). Сообщается, что договор этот в древности заключили владельцы семужных «заборов», от которых пошла известная фамилия жителей этих мест - Заборщиковы. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz