Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 5. Дальнейшее расширение христианских поселений на Кольском Севере вой линией моря и устьем Варзуги. Но это лишь одно из предположений. Поэтому, если учесть, что по-карельски ель - kuusi, то полу­ чается, что Кузниеми - Еловый мыс. Место, обозначенное на старинных картах как Кузонема (Кузониеми), со временем транс­ формировалось в Кузонема, а позже и в Кузо- мень. Аналогичные перемены можно отметить в Пинежском уезде с названием деревни Кузо- мень (Кузонема), имеющей очень схожее рас­ положение вблизи мыса на реке Пинеге1. Село Кузомень, Кузоменские выселки, со ляет собой ножевидный временем стало доминировать на всем Тер- наконечник, втульчато насажен- s ный „а деревянное древко СКОМ беР еГУ> п р е в р а т и вш и с ь В ГЛаВНЫИ Ц е н т р купеческой торговли. В то же время, надо от­ метить, что при всем видимом материальном изобилии и достатке в селе остро чувствовалось некое скрытое духовное неблагополучие. «До та­ кой степени пустынно, мрачно, печально, мертво, что, глядя на наше селе­ ние, думаешь: за что это Бог изволил прогневаться на бедных кузом- лян!» - так писал в «Архангельских губернских ведомостях», еще в 1869 году, житель села Степан Михайлов2. Отмечая эту особенность кузоменской жизни, нелишне привести древнее предание о некоем договоре, что заключили с «нечистой силой» в незапамятные времена рыбачившие здесь жители Нижней Варзуги (Кузомени). Это предание о так называемой «кицкой женке», или о «Машке-Кицке» - демоне, являвшемся в женском обличии в районе впадения реки Кицы в Варзугу. Этот водяной бес был хорошо известен и лопарям: «Во всякой воде, будь то озеро или река, живет сациене. Она является людям в образе на­ гой женщины, расчесывает свои волосы “хорошим” гребнем. Лицо у ней белое, чистое, волосы черные»3. Это языческое наследие магической ци­ вилизации биармийцев (чуди) воспринималось большинством помор­ ского населения как печальный пережиток, который может быть нейтра- 1 Аналогичные происхождения множества названий северных деревень при мысах на реках: Ярнема на Онеге, Пылема на Мезене, Олема на Вашке и др. 2 Из Кузомени / / Архангельские губернские ведомости. Архангельск, 1869. № 32. ’ Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей. С. 61. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz