Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Святой князь Александр Невский и его роль в присоединении Кольского Севера Надо помнить при этом, что понуждаемый Папой Запад наряду с Кре стовыми походами пытался использовать сложное положение Руси, дабы склонить непокорных «схизматиков» к принятию католичества в обмен на обещание военной помощи против татар. Однако в 1251 году Александр Ярославич, казалось бы, неожиданно окончательно отказывается от «ласковых» предложений Папы Инно кентия IV. Князь Александр вслед за своим легендарным прадедом кня зем Владимиром вновь делает важнейший исторический выбор в пользу православной веры. Хотя, надо прямо сказать, это было весьма непросто. Отец Александра Ярослав Всеволодович перед смертью уже склонялся к принятию предложений Рима, и в посланиях Папы Римского Иннокен тия сохранилась информация о достигнутом предварительном согласии князя принять католичество в обмен на помощь западных рыцарских ор денов в борьбе с Ордой. Тем и дорог нам князь Александр Невский, что не поддался соблазну и сберег Православие для Руси. И этот выбор веры непосредственным образом связан с территориями Кольского Севера, поскольку было при нято решение: «будем платить дань татарам, но от веры предков не от речемся». Значит, нужна пушнина. Много пушнины. Значит, надо идти на Север разбираться с биармийцами, заблокировавшими поставку ло парской дани. Александр Ярославич заключает крайне важный договор между Нов городом и Норвегией, установивший особый принцип сбора дани с саа мов, что значительно расширяло даннические территории по всему Коль скому полуострову, во всем Финнмарке вплоть до норвежского Гало- галанда.1 Этот столь успешный новгородско-норвежский договор стал возмо жен лишь потому, что ему предшествовала серьезная подготовка. Отече ственные историки, вслед за Н.М. Карамзиным, говорят о княжеском по сольстве в норвежский Дронтгейм (ныне - Trondheim) к королю Хако- ну IV, где в самых любезных выражениях ему было предложено, «чтобы он запретил финнмаркским своим поданным грабить нашу Лопь и Корелию».2 «Король изъявил самые миролюбивые намерения, не 1 Этот особый порядок взимания дани с восточных лопарей (сколт-саамов) предполагал не по земельный, а подушный их учет, ввиду постоянных кочевок кольских аборигенов. 2 Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1997. Кн. 1. Т. 1-4. С. 487. (Далее: Карамзин Н.М. История). 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz