Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере стяхмиссионерствавэтихкраях. «Васильевы книги Агалина» в 1574-году уже не упоминают эту церковь и говорят лишь о монастырском дворе, который, в свою очередь, к концу XVI века был в запустении: «В волости Кандолокше за рекою двор монастырский пуст». В то же время, на карте Симона ван Салингена, созданной в 70-е годы XVI века, Предтеченская церковь на левой стороне реки Нивы еще присутствует. Кандалакшский монастырь на своем новом месте в устье реки Нивы на правой ее стороне был основан в середине XVI века преподобным Фе- одоритом Кольским, в развитие просветительской миссии, которую свя­ титель Макарий проводил на Кольском Севере в русле северной полити­ ки царя Иоанна Грозного. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 7062 (1553-1554) году, когда Грозный пожаловал монасты­ рю семь с четвертью луков промысловых и сельскохозяйственных угодий «для монастырского строения и для лопского крещенья». В этот мона­ стырь «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наволоке» игумен Феодорит был назначен новгородским Владыкой около 1548 года после его конфликта с братией Свято-Троицкого Кольского монастыря, недо­ вольной строгостью Феодоритова устава. Князь Курбский, не зная точно названия места, куда был направлен его духовник, пишет: « ...и бывает два года игуменом в одном малом монастыре в Новгородской земле»1 (с 1548 по 1550 гг.). § 8. Кокуев монастырь Кандалакшский монастырь - прямой наследник более древнего, так называемого Кокуева монастыря, появившегося, возможно, как резуль­ тат миссионерской деятельности преподобного Евфимия Корельского (+ 1435), утверждавшего очаги православия среди корелы на всем побе­ режье Белого моря и на Кольском Севере. Эти монастыри, церкви, часов­ ни, скиты преподобный Евфимий учреждал как «филиалы» Николо-Ко- рельского монастыря, что в устье Двины, и неизменно посвящал их Нико­ лаю Чудотворцу. Впервые историческую информацию о древнем Кокуевом монасты­ ре сформулировал в 1836 году соловецкий архимандрит Досифей (Нем­ чинов): «Кокуев, упраздненный мужский монастырь, находившийся на 1 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 333. 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz