Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII Кандалакшская церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото конца XIX века в XVI веке усилиями великих просветителей и столпов веры, преподоб ных Феодорита Кольского и Трифона Печенгского, эти обители в древ ности имели удивительно схожие судьбы. Они вместе переживали радо сти и горести, взлеты и падения, разорения и возрождения, но всегда яв ляли собой крепкие форпосты православной веры и российской государ ственности на этих неприветливых, а порой смертельно опасных передовых рубежах Крайнего Севера. Кандалакшский (Кокуев) Рождества-Богородичный мужской мона стырь располагался на северо-западном побережье Белого (Студеного) моря, у морского залива, названного по имени реки Канды, впадающей в него. Лопари и корела называли залив Кандалахти, русские поморы - Кандалакшской губой. Появление в 1526 году храма близ устья реки Нивы на левой ее сторо не стимулировало приток крестьян и промышленников на оседлое посе ление, что привело к возникновению русской «волости» (села) Канда лакша. Эти места кандалакшского берега издревле облюбовали и рыбо промышленники Великого Новгорода. Но до времен владычества царей Московских все попытки оседло закрепиться на этих берегах вызывали законное опасение даже у новгородских владык: «Кто пойдет туда и как церкви там быть, в соседстве с землею Мурманской и Каянской?» (архи епископ Новгородский Евфимий И, середина XV века). История построенной здесь в 1526 году первой Предтеченской церк ви подтверждает эти опасения и свидетельствует об очевидных трудно- 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz