Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере лия I I I 1517 года. Эта инструкция сборщикам дани подробно определяет маршрут и действия царских «мытников» и, как полагают, содержит первое упоминание о Кандалакше в датском переводе: «Один из наших сборщиков отправится в Konddax... » \ Заливу, помимо названия «Кандалакшский», усваивают и древнеис­ ландское название «Гандвик» (Handvik). С древних времен скандинав­ ских саг это название переводилось как «Залив Чудовищ». Надо сказать, этим словом изначально именовалось всё направление морских путеше­ ствий от берегов Северной Европы по Ледовитому океану до Белого моря. Селение Кандалакша, как и большинство поселений на Крайнем Севере, всегда было невелико. О количестве населения, например, в XVII веке можно судить по переписным книгам. «Всего в Кандалаж- ской волости и за Нивою рекою крестьянских двадцать дворов да бобыл- ских дватцать восемь дворов, да две избенки, да на белой земле двор по­ пов, другой двор просфирнин, а людей в них крестьян двадцать человек, да у них братьи и детей и племянников двадцать два человека, да тридцать пять человек недорослей, да тридцать человек бобылей2, да у них братьи и детей и племянников двадцать пять человек, да тридцать восемь чело­ век недорослей»3. § 7. Кандалакшский Рождества-Богородичный монастырь Кандалакшский (Кокуев) Рождества-Богородичный мужской мона­ стырь, любимое детище преподобного Феодорита Кольского, разместил­ ся на территории Кандалакшского поселения в середине XVI века. В то же время, как наследник древнейшего Порьегубского Кокуева монасты­ ря, Кандалакшский монастырь в этом смысле может считаться самым первым монастырем, возникшим на территории современной Мурман­ ской митрополии. Кандалакшский монастырь - верный духовный побратим Трифонова Печенгского монастыря. Возникшие практически одновременно 1 Грамоты великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле / / Вспомогательные исторические дисциплины. Т.XXVI. СПб., 1998. С. 129. (Далее: Грамоты великого князя Василия III). 2 Бобыль - крестьянин, не имеющий земельного надела. Но с 1631-1632 гг. бобыли стали при­ влекаться к несению тягла в половинном размере по сравнению с крестьянами, имеющими землю. 3 Переписная книга Кольского острога, посада и уездаЛ. Секирина. РГАДА, ф. 1209 (Помест­ ный приказ), оп. 1,№ 15056.1678-1679 гг.Л. 34-35. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz