Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере лия I I I 1517 года. Эта инструкция сборщикам дани подробно определяет маршрут и действия царских «мытников» и, как полагают, содержит первое упоминание о Кандалакше в датском переводе: «Один из наших сборщиков отправится в Konddax... » \ Заливу, помимо названия «Кандалакшский», усваивают и древнеис ландское название «Гандвик» (Handvik). С древних времен скандинав ских саг это название переводилось как «Залив Чудовищ». Надо сказать, этим словом изначально именовалось всё направление морских путеше ствий от берегов Северной Европы по Ледовитому океану до Белого моря. Селение Кандалакша, как и большинство поселений на Крайнем Севере, всегда было невелико. О количестве населения, например, в XVII веке можно судить по переписным книгам. «Всего в Кандалаж- ской волости и за Нивою рекою крестьянских двадцать дворов да бобыл- ских дватцать восемь дворов, да две избенки, да на белой земле двор по пов, другой двор просфирнин, а людей в них крестьян двадцать человек, да у них братьи и детей и племянников двадцать два человека, да тридцать пять человек недорослей, да тридцать человек бобылей2, да у них братьи и детей и племянников двадцать пять человек, да тридцать восемь чело век недорослей»3. § 7. Кандалакшский Рождества-Богородичный монастырь Кандалакшский (Кокуев) Рождества-Богородичный мужской мона стырь, любимое детище преподобного Феодорита Кольского, разместил ся на территории Кандалакшского поселения в середине XVI века. В то же время, как наследник древнейшего Порьегубского Кокуева монасты ря, Кандалакшский монастырь в этом смысле может считаться самым первым монастырем, возникшим на территории современной Мурман ской митрополии. Кандалакшский монастырь - верный духовный побратим Трифонова Печенгского монастыря. Возникшие практически одновременно 1 Грамоты великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле / / Вспомогательные исторические дисциплины. Т.XXVI. СПб., 1998. С. 129. (Далее: Грамоты великого князя Василия III). 2 Бобыль - крестьянин, не имеющий земельного надела. Но с 1631-1632 гг. бобыли стали при влекаться к несению тягла в половинном размере по сравнению с крестьянами, имеющими землю. 3 Переписная книга Кольского острога, посада и уездаЛ. Секирина. РГАДА, ф. 1209 (Помест ный приказ), оп. 1,№ 15056.1678-1679 гг.Л. 34-35. 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz