Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII части К ольского края. Отсюда наученные преподобным Феодоритом «приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, и били челом государю и просили анти минса [плат со вшитой в него частицей мощей мученика. - Е. М .] и свя щенников, церковь свящати и просветити их святым Крещением»1. В дальнейшем Кандалакша стала важнейшим центром православного просвещения, нацеленного на западную часть Кольского края. Вскоре здесь образовалась одна из первых обителей Крайнего Севера - Канда лакшский Рождества-Богородичный монастырь. В 1574 году Генрих Штаден сообщал: «Н а реке - незащищенный по сад с небольшим монастырем. Здешние жители кормятся от моря вместе с монахами и их слугами, - и далее однозначно утверждал: - здесь грани ца Лапландии»2. Кроме того, Штаден был уверен, что «Кандалакша - река». О том, что в те времена слово «река» могло применяться к неко ему протяженному водному пространству, точнее, «водному пути», ко торый в современном понимании термина рекой не называют, мы под робно говорили в главе «О «Полной реке». Известно, что Кольский залив вкупе с последующим водным путем до Кандалакшского залива называли «великой рекой Колой»3.Аналогичные пояснения оставил на своей карте капитан Вильям Боров 1557 году: «Кола проходит через Лаппию в Корелию, так что весь [древнее прибалтийско- финское племя. - Е. М .] ежегодно приходит по этой реке на малых лодках ловить рыбу на море между Кегором и мысом Соврбир [мыс Териберский. - Е .М .] » 4. В том же ключе толкует термин «река» и Штаден, говоря о Коль ском заливе: «Кола - река или залив. На этой реке русские рубят остроги; в особенности же Яков и Григорий Аникиевичи Строгановы. Около трех лет тому назад они здесь же поставили еще одну солеварню»5. Естествен но, солеварню можно поставить только в морском заливе. Наряду с Варзугой, Кандалакша издревле выполняла государствен ные функции, являясь центром сбора дани с западной части Кольского Севера. Подтверждение этого статуса мы обнаруживаем в грамоте Васи 1 Софийская летопись / / ПСРЛ. Л.-М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2 Штаден Генрих. О Москве Ивана Грозного.Л., 1925. С. 63. (Далее: Штаден Г. О Москве Ивана Грозного). 1 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 332. 4 Вальдман К.Н. Кольский полуостров на картахXVI в. С. 142. 5 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. С. 63. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz