Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII смотря на их древнее происхождение. Река Умпи может иметь значение - недоступная, закрытая от глаз. Это очень древний корень»1. В новгородской терминологии того времени погостом называлось се ление, имеющее церковь и приход. Так же, как и Варзужский погост, по гост Умбский помимо государственных функций нес еще нагрузку пра вославного духовного центра воцерковления корелы. Потому здесь была построена церковь в честь Воскресения Христова, и в дальнейшем это поморское селение упоминалось уже как Воскресенский погост. К концу XVI века, когда власть московских царей на этих берегах стала очевид ной, как свидетельствует летопись за 1585 год, старое место поселения умбян пришло в запустение: «Вверх по реке Умбе, от волости 10 верст, погост старой < ... > а на погосте церковь Воскресение Христово пуста; и на том погосте косят сено». Население переместилось ближе к морю, где в устье одноименной реки и возникло поморское село - волость Умба, то, что ныне называют Умба-деревня. При переносе поселения в устье Умбы там была построена новая цер ковь - Петропавловская, впервые упомянутая в 1570 году. Название «Воскресенский погост» по мере прихода в ветхость старой Воскресен ской церкви стало меняться на «Верхний Погост» или «Верховье». Когда старая Воскресенская церковь на Погосте пришла в ветхость и была окончательно упразднена, то церковь этого же посвящения воз родили на новом месте села Умбы. Новая Воскресенская церковь была однопридельная и теплая. Но была и «другая церковь, студеная, верхов ных апостол Петра и Павла, да придел преподобного Кирилла Белозер ского; да на церковной же земли... две кельи, а живут в них старицы чер- норизицы, а питаются о церкви Божии»2. Странное для этих мест наименование церковного придела в честь преподобного Кирилла имеет свое объяснение. В конце XVI века Умб- ская волость по пожалованиям Иоанна Грозного стала вотчинным владе нием Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. По раздельной книге 1585 года, Соловецкому монастырю принадлежала одна четверть крестьян и угодий, Кирилло-Белозерскому три четверти. 1 Миловидова О.В. Вначале был север... Этимология топонимики Кольского полуострова / / «Север и история». Четвертые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2012. С. 148. 2 Ушаков И.Ф. Православие на Кольском Севере в досоветское время. Мурманск, 2002. (Руко пись). (Далее: Ушаков И.Ф. Православие на Кольском Севере). 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz