Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII нитом шедевре деревянного зодчества, освященном в 1674 году, или су ществовала еще одна предваряющая его церковь - сказать трудно. Остановимся на упомянутом понятии «церковь с трапезою», по скольку в древних описях это словосочетание встречается повсеместно. Это означает значительный размер церковного здания, и именно цен тральной его части, которая раньше называлась «трапезою»1. В настоя щее время эта часть здания имеет весьма неопределенное название: «средняя часть», «храм», «церковь». Иногда применяется греческое определение - «наос» (ѵао<;), что в переводе, собственно, и означает «храм». В средневековых приходских церквях Русского Севера западная по ловина центральной части здания, «трапеза», имела значительные раз меры, поскольку выполняла дополнительные общественные функции. «Внешним проявлением нравственного единения членов общины слу жили общие приходские праздники, называвшиеся братчины, или кану ны. К празднику варилось пиво или брага, и называлось это питие, соот ветственно, Никольским, егорьевским и пр. Для этих событий при храме был большой медный котел (братина) на 15-20 ведер... » 2. Однако в бра тину наливали только «домашнее черное солодовое пиво, а не брагу». «Угощение это происходило в церковной трапезе, почему она и строи лась весьма обширной, со столами и лавками. Здесь же обсуждались цер ковно-приходские дела, а также разбирались ссоры и поступки противо- нравственного характера, писались приговоры, запродажные записи, ду ховные завещания»3. Впоследствии эти функции взяло на себя волостное управление, и размеры церковных «трапез» стали уменьшаться. Варзужское устье, в те времена широкое и удобное для захода боль ших кораблей, слыло знаменитым и престижным торговым местом. Как свидетельствует в своем посольском отчете Джером Боуэс, чрезвычайно заинтересованный в установлении тесных политических контактов с Ан- 1 В древности на Русском Севере многие приходы не могли позволить себе полноценной церкви с трапезой и имели статус «часовенных»: «Было свое часовенное имущество, часовенный староста. В известные дни посещался приход причтом ближайшей церкви. Народ причащался запас ными Дарами». Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архан гельской епархии / / Архангельские епархиальные ведомости. 1916. № 14,15. С. 299. 2 Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. Архангельск: Сев.-зап. книжное изд-во, 1983. С. 44. 3 Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангельской епархии// Архангельские епархиальные ведомости. 1916.№ 14,15. С. 303. 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz