Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII нитом шедевре деревянного зодчества, освященном в 1674 году, или су­ ществовала еще одна предваряющая его церковь - сказать трудно. Остановимся на упомянутом понятии «церковь с трапезою», по­ скольку в древних описях это словосочетание встречается повсеместно. Это означает значительный размер церковного здания, и именно цен­ тральной его части, которая раньше называлась «трапезою»1. В настоя­ щее время эта часть здания имеет весьма неопределенное название: «средняя часть», «храм», «церковь». Иногда применяется греческое определение - «наос» (ѵао<;), что в переводе, собственно, и означает «храм». В средневековых приходских церквях Русского Севера западная по­ ловина центральной части здания, «трапеза», имела значительные раз­ меры, поскольку выполняла дополнительные общественные функции. «Внешним проявлением нравственного единения членов общины слу­ жили общие приходские праздники, называвшиеся братчины, или кану­ ны. К празднику варилось пиво или брага, и называлось это питие, соот­ ветственно, Никольским, егорьевским и пр. Для этих событий при храме был большой медный котел (братина) на 15-20 ведер... » 2. Однако в бра­ тину наливали только «домашнее черное солодовое пиво, а не брагу». «Угощение это происходило в церковной трапезе, почему она и строи­ лась весьма обширной, со столами и лавками. Здесь же обсуждались цер­ ковно-приходские дела, а также разбирались ссоры и поступки противо- нравственного характера, писались приговоры, запродажные записи, ду­ ховные завещания»3. Впоследствии эти функции взяло на себя волостное управление, и размеры церковных «трапез» стали уменьшаться. Варзужское устье, в те времена широкое и удобное для захода боль­ ших кораблей, слыло знаменитым и престижным торговым местом. Как свидетельствует в своем посольском отчете Джером Боуэс, чрезвычайно заинтересованный в установлении тесных политических контактов с Ан- 1 В древности на Русском Севере многие приходы не могли позволить себе полноценной церкви с трапезой и имели статус «часовенных»: «Было свое часовенное имущество, часовенный староста. В известные дни посещался приход причтом ближайшей церкви. Народ причащался запас­ ными Дарами». Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архан­ гельской епархии / / Архангельские епархиальные ведомости. 1916. № 14,15. С. 299. 2 Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. Архангельск: Сев.-зап. книжное изд-во, 1983. С. 44. 3 Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангельской епархии// Архангельские епархиальные ведомости. 1916.№ 14,15. С. 303. 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz