Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере правлен в Мурманск, но по пути в Кандалакшу “из-за военных событий” погиб»1. По описи 1563 года, на Никольской стороне села Варзуги кроме Ни кольской церкви уже существовала церковь во имя святых апостолов Пе тра и Павла. Упомянутый Успенский придел Никольской церкви вскоре стал отдельной церковью Успения Пресвятой Богородицы на противо положном, Пречистенском, берегу села2. Впоследствии, в 1705 году, вме сто Успенского придела появится придел святого пророка Божия Илии. Эти перемены подтверждает и «Сотная» 1574 года: «Волость Варзу га над рекою над Варзугою, а в волости церковь Никола чудотворец, да церковь теплая с трапезою Петра и Павла, стоят без пенья... Да за рекою за Варзугою от Умской стороны церковь с трапезою Успенье Пречистые стоит без пенья»3. То есть в то время в этих церквях священник не слу жил - он появился два года спустя, «лета 7086 [1578], июня в тридеся тый день к сему снимку с сотные грамоты Никольской поп Иванищо Вар- зусскые волости руку приложил»4. После Смутного времени подьячие Б. Степанов и А. Подольский, описывая церковные комплексы села, уточняют: «на Пречистенской стороне церковь Успение Пречистые Богородицы древяна в верх с тра пезою, предел преподобных отец Зосимы и Саватея, Соловецких чюдот- ворцов, другая церковь Афонасия Великаго, Александрейского чюдот- ворца, древяна ж клецки. А в церквах образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение великого государя Святейшаго Патриарха Филаре та Никитича Московского и всея Русии Варзужские волости крестьян да Соловецкого монастыря. Третюю церковь Успения ж Пречистые Бого родицы древяну ж воздвизают ново. В келье черной поп [иеромонах. - Е. М .] Иоаким»5. То есть изначально церковь Успения была с приделом Соловецких чудотворцев и находилась там, где ныне Афанасьевская цер ковь (до разорений XX века считавшаяся Зосимо-Савватьевской). Уже в 1621-1624 годах варзужане приступали к строительству отдельной Успенской церкви на ее нынешнем месте. Идет ли речь уже о ныне знаме 1 Дмитриев Л.А., Копанев А.И. Археографическая экспедиция в Мурманскую область летом 1960 года / / ТОДРЛ. М .-Л , Т. 18. С. 413. 2 Сборник грамот коллегии экономии. Пг., 1922. Т. 2. № 105. С. 3. 1 Сотная из писцовых книг Василия Агалина. С. 30. 4 Там же. С. 38. 5 Переписные книги Двинского уезда. Книга 11. Подлинник со скрепой подьячих Б. Степано ва и А. Подольского. 1621-1624 гг. РГАДА, ф. 1209, on. 1, ч. 1, л. 419-419 об. 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz