Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере Терские поморы неукоснительно соблюдали традицию так называе­ мых «годовиков»: каждый помор считал своим духовным долгом отдать монастырю один год бесплатного труда. Абсолютное большинство тер­ ских поморов проходило это послушание либо на Печенге, либо на Со­ ловках. «В Соловецком монастыре ежегодно работает даром более 1000 “годовиков” - работников “по обещанию”» 1. Этот факт годового труда в монастыре в дальнейшем становился предметом гордости и до­ стоинства помора, наподобие обретения звания «хаджи» для совершив­ шего хадж в исламе. Ниже, в главе «Морское богоискательство», посвященной подвигам преподобного Варлаама Керетского, мы подробно коснемся особой сто­ роны духовной жизни терских поморов в их взаимоотношениях с мор­ ской стихией. Живительны строгие нравственные законы этих берегов: «помор никогда не посягнет на присвоение чужого. Это прекрасное, благородное чувство есть общее достояние здешних промышленников. Чужая вещь, где бы она ни находилась, помеченная каким-нибудь знаком (биркой, палкой, веслом и т. п.), есть святыня для здешнего поморца; он не только не возьмет ее, но и не прикоснется к ней»2. § 2. Варзужане - первое оседлое христианство Кольского Севера Есть предположение, что во времена владычества биармийцев центр торговой жизни на реке Варзуге располагался ближе к морю, в районе ны­ нешней тони Колонихи. Мы уже писали, как выглядело устье и берега реки Варзуги в древности, когда это место было чрезвычайно удобной гаванью для захода торговых судов (чего никак нельзя представить в наше время). «В самые древние времена по берегам Скифского, или Северного, окияна и Белого моря, что называли тогда Биармиею, находились купеческие при­ стани в Кевроле, на Мезени, в Кольском и Пустозерском острогах и в Арзуге»3. Торговые пристани на реке упоминаются в начале XVII века: «Да на реке на Варзуге на судовой пристани на Яме [место, находящееся значительно вверх по реке, далее начинаются пороги. - Е. М .] анбарец»4. 1 Протопопов С.Д. Из поездки в Соловецкий монастырь, М., 190S. С. 23. 2 Терентиев Георгий, священник. Путевые приключения. Крушение шхуны «Трифон» / / Архангельские Губернские ведомости. 1862. № 11. С. 319. 3 Чулков М. Историческое описание Российской коммерции. СПб., 1782. Т.1. Кн. II. С. 336. 4 Переписные книги Двинского уезда. Книга 11. Подлинник со скрепой подьячих Б. Степано­ ва иА. Подольского. 1621—1624 гг. РГАДА, ф. 1209, on. 1, ч. 1,л. 436 об. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz