Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 4. Первые христианские поселения на Кольском Севере Терские поморы неукоснительно соблюдали традицию так называе мых «годовиков»: каждый помор считал своим духовным долгом отдать монастырю один год бесплатного труда. Абсолютное большинство тер ских поморов проходило это послушание либо на Печенге, либо на Со ловках. «В Соловецком монастыре ежегодно работает даром более 1000 “годовиков” - работников “по обещанию”» 1. Этот факт годового труда в монастыре в дальнейшем становился предметом гордости и до стоинства помора, наподобие обретения звания «хаджи» для совершив шего хадж в исламе. Ниже, в главе «Морское богоискательство», посвященной подвигам преподобного Варлаама Керетского, мы подробно коснемся особой сто роны духовной жизни терских поморов в их взаимоотношениях с мор ской стихией. Живительны строгие нравственные законы этих берегов: «помор никогда не посягнет на присвоение чужого. Это прекрасное, благородное чувство есть общее достояние здешних промышленников. Чужая вещь, где бы она ни находилась, помеченная каким-нибудь знаком (биркой, палкой, веслом и т. п.), есть святыня для здешнего поморца; он не только не возьмет ее, но и не прикоснется к ней»2. § 2. Варзужане - первое оседлое христианство Кольского Севера Есть предположение, что во времена владычества биармийцев центр торговой жизни на реке Варзуге располагался ближе к морю, в районе ны нешней тони Колонихи. Мы уже писали, как выглядело устье и берега реки Варзуги в древности, когда это место было чрезвычайно удобной гаванью для захода торговых судов (чего никак нельзя представить в наше время). «В самые древние времена по берегам Скифского, или Северного, окияна и Белого моря, что называли тогда Биармиею, находились купеческие при стани в Кевроле, на Мезени, в Кольском и Пустозерском острогах и в Арзуге»3. Торговые пристани на реке упоминаются в начале XVII века: «Да на реке на Варзуге на судовой пристани на Яме [место, находящееся значительно вверх по реке, далее начинаются пороги. - Е. М .] анбарец»4. 1 Протопопов С.Д. Из поездки в Соловецкий монастырь, М., 190S. С. 23. 2 Терентиев Георгий, священник. Путевые приключения. Крушение шхуны «Трифон» / / Архангельские Губернские ведомости. 1862. № 11. С. 319. 3 Чулков М. Историческое описание Российской коммерции. СПб., 1782. Т.1. Кн. II. С. 336. 4 Переписные книги Двинского уезда. Книга 11. Подлинник со скрепой подьячих Б. Степано ва иА. Подольского. 1621—1624 гг. РГАДА, ф. 1209, on. 1, ч. 1,л. 436 об. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz