Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII ми жилищами - пыртами - род небольшой, низкой рубленной избы1. Во всех остальных своих стоянках-погостах, как летних, так и осенних, жи­ лища - «куваксы», «вежи» - устраивались «на скорую руку» и пред­ ставляли собой род шалаша из жердей, крытых старыми оленьими шкура­ ми, а сверху обложенных дерном или торфом. В зимних пыртах лопарь живет до весны. Когда же в апреле месяце к Благовещенью дню он запла­ тит ежегодную дань, то может двинуться к озерам или к морю, где у воды с оленьим стадом переждет страшное нашествие кровососущих тварей тундры. Как мы уже сказали выше, уникальная традиция жизни аборигенов Кольского Севера окончательно оборвалась в середине 1930-х годов. На территории расселения лопарей Кольского полуострова было выделено лишь два национальных района проживания - Саамский, с центром в селе Поной (просуществовавший до 1962 года), и Ловозерский. В на­ стоящее время абсолютное большинство уцелевшего саамского населе­ ния живет в единственном районе компактного проживания - Лово- зерском. § 5. Лопарские приходы Трудно достоверно установить, какие лопарские приходы были «за­ регистрированы» в Новгородской епархии в начале XVI века как резуль­ тат миссионерской деятельности северных подвижников. Но косвенные свидетельства, что этих приходов было немало, можно найти в докумен­ тах того времени. Так, например, в 1537 году Россия заявляла протест Швеции в связи с тем, что «коронный фохт Северной Ботнии вторгнул­ ся в Мурманскую землю, к острогу Варгаву, и взял там насильно подать с двадцати приходов и запретил платить подати русским»2. Ясно, что речь здесь идет о лопарских приходах. Таким образом, можно утверждать, что к этому времени в столь даль­ них пределах Кольского Севера, у «острога Варгав», в районе залива Варангер-фьордуже существовало как минимум «двадцать приходов». Каждому лопарскому приходу «для молитвы и для чести и поклоне­ ния святых икон»3предписывалось иметь свой небольшой храм или ча­ 1 У скандинавских лопарей зимнее жилище называется «тупа». 2 ЧумиковА.А. О перемирии. С. 6. 3 РГАДА. Боярские и городовые книги. Ф. 137, оп. 2, д. 114, л. 5. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz