Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 3. Начало христианского просвещения саамов Лопарский реликтовый олень Кольского Севера. Гравюра из книги: М . Consett. A Tour through Sweden, Swedich-Lapland, Finland and Denm ark. London, 1789 § 4. Лопарские погосты Исторически территории Кольского Севера, занимаемые коренным населением - русскими лопарями, сколт-саамами, делились на два ареала их обитания - западный и восточный. Это положение было закреплено государственным порядком сбора дани с этих лопарей, заведенным как минимум со времен святого благоверного князя Александра Невского. Центрами сбора ежегодной дани были Кандалакша и Варзуга соответ ственно. Древние грамоты и «Книга Большому Чертежу» сохранили назва ния лопарских погостов в соответствии с местами их исторического оби тания: - «кончанская лопь», то есть лопари «Мурманского конца» на за паде; - «лопари на Варанге», то есть на северном берегу Варангер-фьорда, «по Варенгу, которые за Свийским Королем» (ныне селение Вадсё); - «лопари нявденские», на реке Навдеме (ныне с. Нейден); - «лопари пазренские», пазрецкие, на реке Паз (где ныне Борисо глебская церковь); 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz