Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 3. Начало христианского просвещения саамов Ж енщины-лопарки скандинавских саамов. Гравюра из книги: М . Consett. A Tour through Sweden, Swedich-Lapland, Finland and Denmark. London, 1789 этнографическую группу. В отличие от скандинавских саамов, они носят название кольских саамов, или русских лопарей, а также сколт-саамов, или «восточных саамов». «Различие в физическом типе, в языке, в об­ разе жизни, в нравах и обычаях делает невозможным смешение этих обе­ их групп [имеются в виду многочисленные саамы Скандинавии. - Е. М.] в одну»1. Именно эту народность просветили в XVI веке православные мисси­ онеры преподобные Трифон и Феодорит. К многочисленным саамам Норвегии, Финляндии и Швеции наши просветители отношения прак­ тически не имели, и в абсолютном большинстве этих аборигенов окорм- ляли протестантские пастыри. До XVI века исторические источники называют российских лопарей «дикой лопью», то есть некрещеной. Несмотря на то, что Кольский по­ луостров, на котором жило около тысячи человек лопи, по меньшей мере с начала XIII века входил в состав новгородских владений, «дикая лопь» пользовалась полной свободой в отправлении языческого культа. Новго­ 1 Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей. С. 36. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz