Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 3. Начало христианского просвещения саамов Ж енщины-лопарки скандинавских саамов. Гравюра из книги: М . Consett. A Tour through Sweden, Swedich-Lapland, Finland and Denmark. London, 1789 этнографическую группу. В отличие от скандинавских саамов, они носят название кольских саамов, или русских лопарей, а также сколт-саамов, или «восточных саамов». «Различие в физическом типе, в языке, в об разе жизни, в нравах и обычаях делает невозможным смешение этих обе их групп [имеются в виду многочисленные саамы Скандинавии. - Е. М.] в одну»1. Именно эту народность просветили в XVI веке православные мисси онеры преподобные Трифон и Феодорит. К многочисленным саамам Норвегии, Финляндии и Швеции наши просветители отношения прак тически не имели, и в абсолютном большинстве этих аборигенов окорм- ляли протестантские пастыри. До XVI века исторические источники называют российских лопарей «дикой лопью», то есть некрещеной. Несмотря на то, что Кольский по луостров, на котором жило около тысячи человек лопи, по меньшей мере с начала XIII века входил в состав новгородских владений, «дикая лопь» пользовалась полной свободой в отправлении языческого культа. Новго 1 Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей. С. 36. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz