Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII дав челобитья царю с просьбами о строительстве храмов. И именно та ким образом прирастали северными территориями земли российские. Эту особенность российского миссионерства отмечали и наши за падные соседи: «Отшельники Русской Церкви отправляются в разные области - и на Север обращенные, и к Востоку расположенные, - с вели чайшей опасностью для жизни и без надежды на какое-либо удобство, а лишь затем только, чтобы тех, кто Бога не познал, привести ко Христу»1. § 2. Преподобный Лазарь Муромский и его первый опыт крещения лопи и чуди Самой первой православной обителью, где подвизались крещеные аборигены Крайнего Севера Руси, лопари и мурманская чудь, был Свято- Успенский Мурманский (Муромский) монастырь на Онежском озере. Исследователи XIX века полагали, что название монастыря - «Муром ский - получил он от озера “Мурма”, “Муромское”» 2. В настоящее время возобладала иная версия изначального названия обители - «Мурман ский, что означало “Северный”. Позднее обитель переименовали в “Муромскую”» 3. Основал эту удивительную обитель греческий монах Лазарь. В тексте его «Завещания» упомянуты события, происходившие в 1182 и 1191 го дах, в то же время, имена и обстоятельства создания монастыря указыва ют на середину XIV века. Уроженец Константинополя, знаток иконописи монах Лазарь десять лет подвизался в монастыре архиепископа Новгородского и Псковского святителя Василия (Калейки). В 1352 году, по кончине последнего, Лазарь задумал было возвратиться на родину, но получил настоятельное повеле ние во сне от своих почивших духовных наставников «идти в северную сторону к морю, к острову Муч, или Мурма, на озеро Онего». Однако этот остров и его окрестности были облюбованы кочующи ми северными племенами. Здесь, «около Онеги, жили Лопь и Чудь, страшные сыроядцы. Много скорбей, биений, ран и досад претерпел 1 Botvidi Johannes. Theses de qvaestione: utrum Muschovitae sint Christiani? (Ботвиди Й. Христиане ли Московиты?). Holmiae-Abo, 1620. S. 31. (Перевод Л. Мокробродовой). 2 Амвросий (Орнатский), иеромонах. История Российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 121. ' Пулъкин М.В., Захарова О.А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV - первая треть XX в.). М., 1999. С. 33,50. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz