Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 3. Начало христианского просвещения саамов щихся к этому предмету»1, пытались отыскать свидетельства христиан­ ской миссии среди саамов в более ранний период. Их аргументом в поль­ зу того, что первые шаги в просвещении Лапландии предпринимались еще в XIII веке, служит следующее, явно малоубедительное, рассужде­ ние: «Когда они [саамы] подчинились шведскому владычеству, то по соб­ ственной ли воле, желая угодить шведским королям, или по другим при­ чинам они стали массами принимать христианство. Эти события проис­ ходили при короле Магнусе Ладулае, жившем около 1277 года. К этому моменту и надо относить начало христианства в Лапландии»2. Рассуждение это бесспорно лишь в одном: король Магнус I Ладулос (Ladulas - «Амбарный замок») действительно правил в это время. Что же касается утверждения, что подчинение саамов чьему-либо владыче­ ству автоматически влечет за собой их «массовое крещение», - это исто­ рический нонсенс. Так, например, лопари Кольского полуострова с дав­ них времен находились в даннической зависимости от Новгорода (вспом­ ним хрестоматийного «терского данника» 1210 года), но оставались упорными и закоренелыми язычниками. Лишь беззаветное миссионер­ ское служение подвижников XVI века принесло реальный плод, и «рус­ ские лопари» стали действительно православными. Конечно, будет некорректным утверждать, что государство Россий­ ское не было заинтересовано в присоединении новых земель на Севере. В то же время, православная миссия на этих землях имела принципиаль­ ные отличия от католической. Н.М. Карамзин в своей «И стории ...» очень точно раскрывает христолюбивую последовательность действий православного подвижника при просвещении народа на примере препо­ добного Феодорита Кольского: «Н е убоялся он пустынь снежных; про­ ник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена, просветил Божественную верою без насилия, без злодейств, употреблен­ ных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но един­ ственно примером лучшего»3. Пример христианского смирения и люб­ ви давал благодатный плод. Результатом миссии Феодорита стало то, что язычники сами проявили инициативу, пожелав массово креститься и по­ 1 Шеффер 11. Лапландия. С. 67. 2 Из сочинения Якоба Циглера «Скондия » (Schondia) 1532 г. Цит. по: Шеффер И. Лапландия. С. 69. 3 Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1830. Т. 1. Гл. 4. С. 123. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz