Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 3. Начало христианского просвещения саамов щихся к этому предмету»1, пытались отыскать свидетельства христиан ской миссии среди саамов в более ранний период. Их аргументом в поль зу того, что первые шаги в просвещении Лапландии предпринимались еще в XIII веке, служит следующее, явно малоубедительное, рассужде ние: «Когда они [саамы] подчинились шведскому владычеству, то по соб ственной ли воле, желая угодить шведским королям, или по другим при чинам они стали массами принимать христианство. Эти события проис ходили при короле Магнусе Ладулае, жившем около 1277 года. К этому моменту и надо относить начало христианства в Лапландии»2. Рассуждение это бесспорно лишь в одном: король Магнус I Ладулос (Ladulas - «Амбарный замок») действительно правил в это время. Что же касается утверждения, что подчинение саамов чьему-либо владыче ству автоматически влечет за собой их «массовое крещение», - это исто рический нонсенс. Так, например, лопари Кольского полуострова с дав них времен находились в даннической зависимости от Новгорода (вспом ним хрестоматийного «терского данника» 1210 года), но оставались упорными и закоренелыми язычниками. Лишь беззаветное миссионер ское служение подвижников XVI века принесло реальный плод, и «рус ские лопари» стали действительно православными. Конечно, будет некорректным утверждать, что государство Россий ское не было заинтересовано в присоединении новых земель на Севере. В то же время, православная миссия на этих землях имела принципиаль ные отличия от католической. Н.М. Карамзин в своей «И стории ...» очень точно раскрывает христолюбивую последовательность действий православного подвижника при просвещении народа на примере препо добного Феодорита Кольского: «Н е убоялся он пустынь снежных; про ник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена, просветил Божественную верою без насилия, без злодейств, употреблен ных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но един ственно примером лучшего»3. Пример христианского смирения и люб ви давал благодатный плод. Результатом миссии Феодорита стало то, что язычники сами проявили инициативу, пожелав массово креститься и по 1 Шеффер 11. Лапландия. С. 67. 2 Из сочинения Якоба Циглера «Скондия » (Schondia) 1532 г. Цит. по: Шеффер И. Лапландия. С. 69. 3 Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1830. Т. 1. Гл. 4. С. 123. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz