Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII что он посылал ученых людей для научения лапландцев вере; а потомки его - Христиан IV [царствовал с 1588 г. - Е. М.].), и Фридрих V [король Дании и Норвегии с 1746 г. - Е. М.], ныне царствующий, о том так же старались»1. Так писали сами лютеранские пасторы, но при этом наряду со столь похвальными комментариями вынуждены были признавать и малую успешность этой проповеди: «Посланные туда проповедники еще ско рее бы наставили паству, если бы знали лапландский язык, так как без него с трудностью должно им изъяснять свое мнение»2. Трудно не согла ситься. Видимо, потому и результат оставлял желать лучшего. «Они не стремятся ревностно к исповеданию христианства, - заме чал Яков Циглер, - но и не уклоняются от него с ненавистью, подобно иудеям, а просто принимают его в угоду королям, которые ими правят»3. То есть, как видим, реальные шаги по крещению аборигенов края были предприняты лишь после ликвидации Католической Церкви и с на ступлением Реформации. Лапландцы Скандинавии, эти «закоренелые язычники», столетиями проживавшие на территории христианских го сударств Северной Европы, до XVIII века оставались абсолютно исклю ченными из процесса христианизации. Этих «отлученных слуг дьявола» почему-то вовсе не затронули те усилия по приведению финно-угорских народов в католическую веру, к которым так настойчиво вроде бы всегда призывал Папский престол, организуя кровавые Крестовые походы. В этой странности кроется ответ на вопрос о главной движущей силе, о побудительных мотивах католического «миссионерства» в те времена. Все дело в том, что у правителей и священноначалия скандинавских стран того времени не было никакого практического интереса заниматься мис сионерством среди народа, и так живущего на территории их государств. Миссионерство Крестового похода должно решать реальную политиче скую задачу и иметь конечной целью присоединение новых земель вме сте с новокрещеными народами. Скандинавские историки последующих столетий все же, несмотря на «отсутствие каких бы то ни было литературных памятников, относя 1 Новые и достоверные известия о лапландцах Кнуд-Лемса. С. 12. 2 Тамже. С. 13. 3 Из сочинения Якоба Циглера «Скондия» (Schondia) 1532 г. Цит. по: Шеффер И. Лапландия. С. 69. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz